«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Свобода духа, о которой пишет Апостол Павел находится в полной гармонии с послушанием. Но ведь послушание — это прежде всего открытость слову духовного наставника, способность слышать и обучаться. Как жать, что это слово сегодня так профанируется, нередко приходится встречаться с искаженным пониманием послушания. Мол, ты делай, как тебе говорится и не задумывайся, иначе — грех. Действительно, в Древних Патериках и Отечниках встречаются случаи, когда духоносные старцы целиком и полностью взяв душевное попечение о человеке, понудив его к стопроцентному послушанию, в ответ могли дать полноту духовности, быстрое восхождение по лестнице духовного совершенства. Вряд ли сегодня найдутся священники, которые до конца честно, положа руку на сердце, способны «гарантировать» быстрое достижение высокого духовного состояния через беспрекословное послушание лично себе. В наши дни, когда многие уже имеющие священный сан люди находятся в чине воцерковляющихся, уместнее смиренное спутничество на пути ко спасению, чем директивное «отсечение воли» через подчинение человека лично себе. Об этом же замечательно свидетельствует Владыка Антоний Сурожский в своей работе «Духовность и Духовничество».

— Но как бы Вы могли оценить предназначение человека, исходя из Евангелия, к чему он призван, и как он должен преодолевать все эти "подводные камни" неофитского мышления?

— Христос принес на землю жизнь с избытком. Вот целая чаша жизни. Это то, что дано каждому человеческому существу от рождения, а Христос еще и избыток дарует. Что происходит, когда человек воцерковляется таким вот неофитским способом? Он выливает дарованную Богом жизнь с ее красками, звуками и ощущениями, доливает этот избыток, но... избыток без полноты жизни оказывается недостатком. Эта обедненная жизнь, и тогда происходят, к сожалению, такие вот сложности и сбои, и человек становится каким-то вялым, убитым, не чувствующим жизни.

И еще один очень важный момент. Святитель Игнатий Брянчанинов дает замечательный совет для более глубокого понимания Евангелия: "Читая Евангелие, окажись в толпе этих людей, которые окружали Христа, прикоснись к Его одеждам, проси от Него исцеления, потому что все, что написано для верующего сердца — реальность" .

Христос был для Своих учеников Пастырем, Учителем, Целителем. Мне кажется, миссия пастыря совместить эти три качества. Пастырь — это, прежде всего, тот, кто умеет повести за собой. Учитель, тот, кто дает знания, наставляет, и Целитель, тот, кто врачует душевные скорби и раны. Но Христос был не просто Наставником для Своих апостолов и учеников. Он был Наставников, Который воспитывал тех, кто в дальнейшем будет вести за собой других. Очень трудно заставить овец увидеть в себе то, что они представляют собой нечто большее. Они не соглашаются с этим. Они говорят:

— Да нет, мы неразумные и глупые. Как Вы говорите, так мы и будем делать.

Но Христос за три с половиной года служения воспитал не беспомощных и жалких людей, а тех, которые в полноте понесли Его учение дальше, стали просветителями Вселенной.