«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Есть у психологов такое правило: "не чеши там, где не чешется", потому что на самом деле начинает чесаться. Мне кажется, аскетика для детей должна состоять не в перечислении грехов, которые по мнению пастыря, «таятся в глубинах человеческого сердца», а в обращенности к совести ребенка: «Скажи-ка, как тебе кажется, какие у тебя с Господом отношения? Любит ли тебя Господь? Не совершал ли ты в последнее время поступков, которые могли расстроить Господа?»

— Так в чем же задача священника, и как, с Вашей точки зрения, должно происходить общение между пастырем и мирянином в церкви?

— Мне кажется, что задача пастыря и состоит в душепопечении, (а по-гречески это слово звучит как «психотерапия»), а цель любой психотерапии — как можно быстрее ее закончить. По-моему, задача пастыря: помочь человеку как можно быстрее почувствовать свою ответственность перед Богом, и как можно быстрее обрести внутреннюю целостность на пути ко Христу.

Пастырю не стоит брать на буксир человека и давать ему инструкции и предписания, а научить его ответственности за свою жизнь, дерзновению в решении задач, которые встречаются на жизненном пути.

— Нередко приходится слышать о том, что человек чувствует страх перед священником. Как же в таком случае можно осуществить все эти задачи?

— Боязнь быть откровенным с пастырем возникает от недостатка доверия. Создать доверительную атмосферу в общении — ответственность пастыря. Ставит ли пастырь для себя такую цель или же для него важнее взаимодействовать «сверху», с высоты своей пастырской компетентности — другой вопрос. Что важнее для самого пастыря — помочь человеку обрести решимость двигаться ко Христу или заставить его почувствовать себя «ничтожеством», пусть даже и «вызванным из небытия»? Мне кажется, только доверительная атмосфера располагает к со-трудничеству, совместному движению к Богу пастыря и окормляемого им человека.

— О. Игумен, но очень многие люди уже не хотят сотрудничать со священником, ибо уверены, что получат лишь некие предписания, которые они должны выполнять, несмотря ни на что?

— Если человек растет под грузом "долженствования", если с детства его "загрузили", если он всем «должен»: должен рано утром просыпаться, должен правило читать, должен то и это, я предлагаю людям просто заменить слово "должен" на слово "выбираю". Это совершенно меняет качество жизни. Если я выбираю сам: "Это — мой Господь", "это — мое тело", "это — моя молитва", "это — моя душа", то я, так или иначе, прихожу к большей гармонии и целостности.

Формальное воцерковление на уровне поведения — одна из серьезнейших проблем современной церковной педагогики. Среди современных церковных педагогов, увы, сегодня немного людей, которые каждой своей клеточкой проживают те смыслы, ради которых приходил на землю Христос, принесший на землю жизнь с избытком (Иоан. 10, 10). Все больше приходится встречаться с обратным: немногие воцерковленные педагоги находят контакт с детьми, поскольку дети не верят их запретительной педагогике. Но поскольку они воспитывают молодое поколение в рамках запретительной педагогики от имени такого же «запретительного бога», в переходном возрасте наши дети уходят из Церкви, иногда уходят навсегда. Возможно мы, взрослые, по сути своей, не являемся для них теми людьми, с которыми они хотели бы разделить ценности, убеждения, жизненные смыслы.

Я глубоко убежден в том, что наш церковный народ сегодня преодолевает кризисы и перегибы «перестроечного периода» своего воцерковления, воцерковления по книгам, а не по преемству духовного опыта. Но времена меняются. И сегодня в нашей Церкви происходит дивное преображение человеческих душ. Все наносное, временное, лишенное любви уходит. Остается главное.