Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.)

е) Три послания: а) к Эпиктету, епископу Коринфскому, б) к Аделфию Исповеднику, в) к Максиму Философу (ч. 3) — трактуют о христологической проблеме и выясняют взаимоотношения во Христе Божественной и человеческой природ. Написание посланий относится, как полагают, к 371 г.

В послании к Эпиктету отцы Халкидонского собора признали выражение собственного убеждения.

ж) Две книги против Аполлинария (ч. 3). Книга первая «О воплощении Господа нашего Иисуса Христа»; книга вторая «О спасительном пришествии Христовом» дают настойчивое и подробное опровержение заблуждений аполлинаристов, без упоминания имени Аполлинария, причем, особенно ясно защищается целостность человеческой природы во Христе. Автор книг подробно излагает и защищает существенные пункты церковной христологии, например, учение о двойстве естеств в Иисусе Христе, об ипостасном их соединении, о необходимости для дела искупления полной человеческой души во Христе, о принятии Им от Девы Марии истинного человеческого тела, о законности Божеского поклонения, воздаваемого христианами Сыну Человеческому и т. п.

Две книги — не две части одного произведения, а два самостоятельных трактата, но вторая сохранилась, по-видимому, не в полном объеме. Большая часть исследователей отрицает или, по крайней мере, считает сомнительной принадлежность этих книг св. Афанасию. Главные возражения против подлинности следующие: а) свидетельства о принадлежности книг против Аполлинария начинаются только с VI в.; б) различия в языке подлинных произведений св. Афанасия и двух книг против Аполлинария. Однако, противники подлинности оговариваются, что это различие не кажется столь сильным, пока признается подлинным 4-е слово против ариан, а также «Изложение веры», «Слово пространнейшее о вере», «О явлении во плоти Бога Слова и против ариан», язык которых уклоняется от языка подлинных произведений св. Афанасия. в) Противники подлинности готовы согласиться с защитниками, что идейное содержание, основная тенденция, существенные мысли в целом и частности — насквозь Афанасиевы, что против аполлинарианства в качестве сильнейшего аргумента выставлена та идея, которой св. Афанасий поразил арианство, а именно, что в лице и жизни Богочеловека в принципе совершилось обожение человеческой природы во всех ее жизненных моментах, и что эта идея, ради которой он жил, работал, боролся, страдал — в книгах против Аполлинария проведена с самой широкой последовательностью. Но именно то, что основная идея св. Афанасия проведена здесь с большой резкостью, и вызывает подозрение.

По всем этим основаниям утверждают, что две книги против Аполлинария не могли быть написаны св. Афанасием, и признают весьма вероятным, что они происходят от александрийца, который обязан основными воззрениями и некоторыми частностями св. Афанасию: таким образом легче объясняется и сходство, и уклонения. Но, как видно, сила приводимых против подлинности произведения возражений не настолько безусловна, чтобы вопрос о нем можно было считать окончательно решенным, — подлинность книг Аполлинария имеет и защитников.

3. Историко-полемические сочинения, в которых св. Афанасий оправдывает свои действия или описывает поведение ариан. К первым относятся:

а) Апология («защитительное слово») против ариан (ч. 1), — в которой собраны документы, освещающие дело св. Афанасия из времен первого и второго изгнания. Эта важного исторического значения для дела св. Афанасия работа написана по возвращении из второго изгнания в 350 г.

б) Апология к императору Констанцию («Защитительное слово пред царем Констанцием» — ч. 2) имела целью опровергнуть те обвинения, какие выставлены врагами св. Афанасия перед императором Констанцием и которые привели к третьему изгнанию св. Афанасия, а именно: что он а) во время частых посещений и бесед с Констансом возбуждал его против Констанция и старался поселить между братьями вражду, б) посылал узурпатору Магненцию письма, чтобы снискать его расположение, в) в великой александрийской церкви, построенной на средства Констанция, когда постройка еще не была окончена и храм не был освящен, он допустил совершение торжественного богослужения и г) получив приказание от Констанция отправиться в Италию, куда император намерен был прибыть, св. Афанасий не повиновался.

С этой частью апологии св. Афанасий направился было к Констанцию, чтобы лично защищать свое дело, — он не был убежден в том, что император так предан арианству, и думал, что ариане позволяют себе многое без его ведома. Но на пути он получил такие дурные сведения о намерениях и деяниях императора Констанция, что вполне убедился в немыслимости личной защиты своего дела. Он вновь укрылся в пустыне и дополнил свою апологию изложением фактов, которые первоначально представлялись ему невероятными (ссылка Либерия, Осии, Павлина Трирского, Дионисия Миланского, Евсевия Верчельского, Люцифера Каларисского и др. за отказ подписать осуждение св. Афанасия, и насильственные меры Констанция, которыми остальные западные епископы вынуждены были к этой подписи.

Апология отличается спокойным тоном, полным достоинства, и силой аргументации. По стилю — это одно из лучших произведений св. Афанасия. «Оно, — говорит архиеп. Филарет, — самое лучшее сочинение и по слогу, но особенно важно потому, что в лице Афанасия представляет нам величественную картину праведника-пастыря, спокойного среди волн, воздвигнутых клеветой мира, — и верно понимающего свое служение» (т. II, с. 61). В конце апологии к Констанцию св. Афанасий защищается по поводу насмешливого выражения императора (гл. 30), что он бежал из Александрии по трусости. Вскоре этому вопросу он посвятил целое сочинение.

в) Апология о своем бегстве («Защитительное слово, в котором св. Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом» — ч. 2). Св. Афанасий бежал пред наемниками; его враги не приминули воспользоваться случаем обесславить его, доказывая, что он из трусости бросил свою паству, когда она подверглась особым бедствиям. Ответом на эти обвинения была апология, пользовавшаяся большим уважением у древних писателей и по языку и по стилю почти не уступающая предшествующей. Св.

Эта апология составлена, вероятно, в конце 357 г.

О действиях ариан св. Афанасий говорит в следующих сочинениях:

а) Послание к монахам или история ариан — 335–357 гг. (ч. 2).