Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3

Раньше у нас были крохотные подгруппки, по пять-шесть человек, и мы легко могли проводить беседы с детьми, держать их внимание, а в случае необходимости и поставить на место. Но дети к нам идут, группы растут, классы нас не вмещают. Теперь часть групп воскресной школы либо уходят на экскурсию, либо выполняют какие-либо послушание. Правда, система послушаний пока не отработана.

Старшая группа скомплектована из детей от четырнадцати до шестнадцати лет. Обучение предметное: Беседы о Евангелии, Беседы о Таинствах Церкви и богослужении, История Церкви, Сектоведение и религиоведение.

Эти же предметы мы преподаем и родителям наших учеников. На занятия ходят примерно 60 % пап и мам. Это самые благодарные наши слушатели.

О проблемах и планах нашей школы

Срок учения ребенка в школе большой, и пробыв здесь три-четыре года, он уже слышал все, что можно слышать о Церкви, — по крайней мере, так ему кажется. Кроме того, он уже устал от учебы. И потому на уроке он может прервать преподавателя: «Я это уже слышал, мне это не интересно». Спроси о «слышанном» — он ничего не ответит. Но он слышит знакомые слова, знакомые понятия, и интерес его пропадает.

Отчего это происходит и что же делать? Основную причину я нахожу в следующем. Чаще всего ребенок не видит связи между тем, что ему сказано о Церкви, и своей жизнью. А если он не видит этой связи, то ему интересны только новые знания или новые впечатления. Необходимо строить занятия, беседы в школе так, чтобы каждое новое знание ребенок конкретно связывал со своей жизнью. Иначе ребенок просто устанет от учебы, перестанет воспринимать. И начнет ходить в школу только для того, чтобы побыть со своими сверстниками. А занятия станут лишь фоном для общения.

В этом году мы приняли решение провести серьезное собеседование с детьми и родителями. И тех детей, которые приходят в школу только для того, чтобы «побыть», — отделить в особую структуру, в нечто вроде клуба по интересам православных ребят. Здесь они смогут рисовать, вырезать и выжигать по дереву, делать школьную газету, а то и просто играть в футбол. Можно также организовать помощь ребятам в учебе, занятия для поступающих ВУЗы.

А детей, которые хотят учиться, — учить.

Решать, сколько лет тот или иной ребенок будет находиться в воскресной школе, всякий раз нужно конкретно.

Катехизические курсы

Наши катехизические курсы можно назвать ликбезом, открывающим и разъясняющим основы православной веры. К сожалению, в наше время приходится наблюдать, что программы многих катехизических курсов, воскресных школ для взрослых страдают определенной поверхностностью. Человека насыщают знаниями о Православной Церкви как институте, о ее иерархическом устройстве, истории, о символике храма и иконы, о том, как вести себя во время богослужения. Это все важно и нужно. Но, может быть, еще важнее другое, то, что часто выпадает из поля зрения составителей катехизических программ, — рассказать о внутреннем содержании, о сути христианства. А суть христианства в том, что человек греховен, болен, что он погибает, и ему нужен врач — Спаситель, Который пришел, Который спас и дал человеку все для спасения: основал Церковь, дал церковные Таинства.

Необходимо показать смысл воцерковленной жизни так, чтобы человек не только понял умом, но принял в свою душу, что «без Бога ни до порога», как некогда говорили на Руси.

К сожалению, нередко считают, что вера православная — это вера старушек. В самом деле: многие люди лишь к закату своей жизни, благодаря отчасти жизненному опыту, и в первую очередь опыту отрицательному — лишениям и скорбям, отчасти же в результате крушения или изживания временных жизненных целей приходят на порог храма. Кроме того, и у давно верующего человека часто под старость появляется возможность приходить в храм чаще, чем в прежние годы, наполненные всяческим трудом и заботами. Так было в Церкви всегда, еще святой Григорий Богослов писал: «Мы — галилеяне, люди презренные, ученики рыбарей, мы, которые заседаем и поем псалмы вместе со старухами». Это свойственно не только Православию, все мировые религии испытывают что-то подобное. Но бывает, что человек отталкивается от Церкви и этим ее безобидным свойством: ему кажется невозможным найти здесь, среди столь простого люда, то, что соответствовало бы запросам его философски настроенного ума. И эта ошибка толкает поддавшиеся души искать элитарных кружков, «сверхдуховных» обществ. И вот они гибнут, тонут в море разнообразных «духовных сложностей» и учений.