Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3

Семья разваливалась у нас постепенно и планомерно, делалось все, чтобы она потеряла свой авторитет, перестала быть тем чистым родником, из которого проистекает весь дальнейший путь человека. И теперь мы поставлены перед совершившимся фактом: во многом дело, обязанность семьи переданы детскому учреждению — школе, интернату, училищу и др. Именно в учреждении ныне чаще всего формируется личность человека. И мы решили, что необходимо помочь преподавателям и воспитателям войти в Церковь, ибо, будучи сами в Церкви, они смогут повести за собой и детей. То есть будут по мере возможности воцерковлять те детские учреждения, куда их призовет Господь.

Так был организован педагогический семинар. Его участники имели возможность приобрести и расширить свои знания не только по богословским наукам, но и по психологии, педагогике, музыке, по истории русской литературы. Семинар был зарегистрирован, и каждый его участник по окончании получал свидетельство о повышении квалификации.

К сожалению, по ряду причин, мы не смогли продолжить начатый опыт. В этом году у нас работал лекторий для педагогов «Духовно-нравственные основы семьи». С лекциями перед слушателями выступали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, профессор МДА А.И. Осипов, известный психолог Т.А.Флоренская и др.

Справочный телефон

При катехизической службе существует справочный телефон. Большая часть задаваемых вопросов касается духовной жизни, поэтому у телефона должен дежурить священник. Но, к сожалению, у нас этой возможности пока нет, и на вопросы отвечают катехизаторы, которых мы готовим. Если задают вопрос сложный, то задача дежурного — направить человека к священнику, в храм. Эта служба задумывалась как справочная, для ответов на конкретные вопросы о христианской вере, но постепенно она все более становится «телефоном доверия», психологической помощи тем, кто оказался в беде, хотя мы и избегали этого названия.

Молодежь звонит нам редко. Но часто звонят несчастные матери, дети которых попали в секту или дурную молодежную среду, где принимают наркотики, алкоголь, где процветают разного рода пороки. Бывает, что внутри семьи нет живых человеческих отношений, и тогда к нам обращаются за помощью как матери, так и сами дети.

Недостаток человеческого участия, общения сейчас испытывают многие.

Вспомним первохристианские общины. Люди постоянно были вместе: молились, научались друг у друга. А мы разъединены, и это часто оборачивается несчастьем. Дефицит подлинного общения— огромная проблема современной жизни. Даже дома, в семье общение заменяется лицезрением того потока, который выливает на нас телевизор. Мы разучились участвовать в жизни друг друга.

Детские дома, школы, вузы

Детские дома, интернаты, школы — это особый аспект социального служения Церкви, и здесь трудно отделить социальное служение монастыря от просветительской деятельности. Как и в воскресной школе, мы работаем с детьми разных возрастов.

О какой-либо регулярной, последовательной работе говорить не приходится. Чаще всего это только разовые факультативные занятия — беседы по приглашению педагогов и воспитателей, обычно связанные с церковными праздниками. Иногда дети приезжают в монастырь, знакомятся с обителью, общаются с братией. Мы стараемся пользоваться любой возможностью, чтобы показать им, что есть Царство Божие, что цель жизни — не только земное обустройство. Такое общение очень важно для ребят, поскольку по капельке происходит их приобщение к Церкви. Но, к сожалению, педагоги, директоры, родители, сами школьники пока не готовы к постоянной целенаправленной работе. Наши беседы для них чаще всего — одно из мероприятий, часть культурно-просветительной работы. Необходимы коренные изменения в сознании, чтобы Церковь стала неотъемлемой, необходимой частью жизни, все освещающей и просветляющей. Но то, что можно делать, — делать необходимо.

Одно из направлений нашей катехизической службы — педагогическая деятельность в высших учебных заведениях, непосредственный контакт со студентами, вчерашними детьми. Мы преподаем в МГУ, в МФТИ, в Институте электронной техники и Военном университете. Так что спектр нашей работы в этой области достаточно широкий — это и гуманитарная часть будущей интеллигенции, и техническая, и военные.