Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3

Еще одно учреждение, находящееся под опекой монастыря, — межрайонный подростковый центр «Дети улиц». Он был создан для того, чтобы дети, в основном подростки, которым негде приткнуться, не оказались на улице, в лапах различных пороков и страстей. Это светская программа, но, участвуя в ней, Церковь может многое сделать.

Часто человек поступает плохо не потому, что он плохой, а потому, что он не имеет положительного примера. Наше время страдает обилием отрицательного, наблюдается некая всеобщая падкость на отрицательное. Включите телевизор, откройте газеты, журналы, пообщайтесь с людьми: «жареный» материал весьма популярен. Все говорят об ужасах современной жизни, но мало кто предлагает пути решения этих проблем. Задача Церкви — давать правильную ориентацию жизни, показывать положительные примеры, которых у нас множество. С центром «Дети улицы» мы только начинаем сотрудничество, и я надеюсь, что оно будет развиваться.

«Зоны»

Накоплен у нас определенный опыт взаимодействия с местами заключения, с трудовой колонией. Везде мы сталкиваемся с проблемой, о которой уже говорилось выше: недостаток истинного общения. Люди находятся в определенной среде — среде мира сего, а выхода к Церкви практически не имеют. Наша задача — помочь человеку выйти из круга временных интересов; вначале он услышит, увидит, а потом и переживет, почувствует, что не все ограничено здешним миром, что есть другие, вечные ценности, в которых жизнь только и обретает смысл.

Почему молодой человек, юноша, подросток попал в «зону»? Потому что его вовремя не остановили, не показали образа подлинной жизни. Все, что видит человек вокруг, отлагается в его памяти, формирует свой облик бытия. При отсутствии ясных критериев добра и зла происходит их смешение, постепенно ко злу привыкают, зло становится нормой жизни. И тогда уже не страшно переступить; более того, переступишь — и станешь героем в глазах определенного круга людей, как сверстников, так и старших. Примеры, образы таких «героев» постоянно мелькают в быту — на экранах телевизоров, в печати, на огромных рекламных щитах, заполонивших наши площади и улицы. Все это создает условия для преступления, оно оказывается возможным, нестрашным.

Конечно, сказываются и слабость, и немощь человеческая. В одном из московских молодежных центров спросили подростков о том, какой, по их мнению, главный недостаток современной молодежи. Ответ одной из девочек поддержали все: «Отсутствие силы воли». Можно было сказать и так: недостаток доброй воли сопротивляться злу, так как они не знают источника этой доброй воли, с одной стороны, а с другой — не видят, не знают смысла добра, и с третьей — не имеют примеров добра. А примеров зла, повторим, — предостаточно.

В зоне мы совершаем богослужения, исповедуем, причащаем. Совершаем Таинство Крещения. В монастырь приходят письма из мест заключения, на которые отвечают братия, высылаем духовную литературу.

Попечение о стариках

Пожилые люди не менее беззащитны, чем дети. Их также коснулось наше жестокосердие, наша нелюбовь. Кто, как не Церковь, как не верующие могут и должны их поддержать? Продолжая давние традиции, Данилов монастырь не оставляет без попечения наших стариков. По возможности мы помогаем нуждающимся, как-то заботимся о них. С недавнего времени у нас завязались отношения с некоторыми московскими центрами социального обслуживания.

Многие сегодняшние старики ни разу за свою жизнь не были в храме. Те, кому сейчас 70 лет, воспитывались в атеистическом государстве и были свидетелями, а, возможно, и участниками борьбы с Богом. И теперь нередко не старики детей, а дети стариков вводят в храм — учащиеся нашей воскресной школы вместе с сотрудниками монастыря, с братией обители помогают пожилым обрести Бога. После бесед, после первой за многолетнюю жизнь исповеди для них начинается новая жизнь под покровом Церкви.

Я думаю, это главное, что делает наш монастырь для пожилых людей. Все начинается с общения. Наша задача — помочь человеку сделать первые шаги, чтобы потом в храме его, как того евангельского расслабленного, понесли ко Христу. Дай Бог, чтобы мы были готовы подъять этих людей.

Почему человек такой неукрепленный теперь? Почему так неустойчива вера? Потому что очень многое он воспринимает внешне, поверхностно. Сердце остается холодным. А когда что-либо воспринято поверхностно, то любые внешние ветры могут поколебать, самое малое — смутить. Как в евангельской притче о сеятеле — падают зерна неглубоко, на камень, приходят испытания, — и зерно, не прорастая, погибает. Человек сворачивает с истинного пути, отказывается от веры, уходит из Церкви, не успев по-настоящему войти в нее.