Prologue in the Teachings

Житейские дела и нужды не препятствуют нашему спасению

(Из слова от Лимониса о Дорофеи пустыннице)

Кто перестает заботиться о своем спасении, заленится ходить в храм Божий и дома молиться Богу, тот свое нерадение начинает всегда слагать на работу. "Грешен я, обыкновенно говорит такой человек, да ничего не сделаешь. И рад бы иной раз помолиться, подумать о своем спасении, да работа одолела: одно дело сделал, - глядишь, другое за плечами висит: это сделал, третье подоспело" и т.д. Говорит так, в свое оправдание, подобный человек, и выходит, по его словам, что спасаются как будто только сидя сложа руки, что для того, чтобы угодить Богу, нужно быть свободным от всех работ, не знать никаких мирских занятий, вовсе не нести трудов. Посмотрим, так ли это на самом деле?

Примеры Святых показывают, как несправедливы указанные отговорки. Так авва Дорофей работал день и ночь. Днем выходил из пещеры, в которой проживал, в пустыню, собирал камни и строил из них келлии для иноков, ночью занимался плетением корзин из финиковых ветвей. Ел один сухой хлеб, сна почти не имел. Известно, что преподобный Захария (Ноябр. 17) был шорник, св. Евхарист пастух, преподобный Евлогий каменосечец. Св. Павлин епископ Ноланский, добровольно предал себя в рабство и нес тяжкие труды раба Александр, епископ Команский, до принятия епископства был угольщиком. "Один из патриархов греческих пас мулов; другой, живший в уединении на Афонской горе, на собственных плечах таскал себе пшеницу от моря на ужасную крутизну, где стояла его келейка; третий, наконец тоже несколько лет на св. горе жил работником в одном из монастырей" (Письма Святогорца, изд. 1865 г.т. III, стр. 176 и 182). А св. Апостолы сами про себя говорят, что, проповедывая Евангелие царствия Божия они трудились день и ночь, чтобы приобрести себе насущный хлеб. Мы у вас... ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь (2 Сол. 3, 8), писал апостол Павел Фессалоникским христианам.

Что теперь мне скажете на это вы, говорящее, что работа мешает вам заниматься делом спасения? Ведь вот находили же, как видите, люди, и при тяжких трудах, время для спасения своей души; некоторые заботились о спасении не только своей души; но может быть и тысячей других, вверенных от Бога их попечению. Но приведенные примеры ещё только капля в море. Читайте жития Святых, и вы увидите, что многие из них несли такие труды, в сравнении с которыми ваши работы ничто и что далее не стоит и говорить о них. Работа ли же виновата в застое дела вашего спасения? Нет, не она, братие, а или жадность ваша к прибытку, или, что всего, чаще приходится видеть, ваша привычка, или лучше страсть проводить все свободное от работы время в праздности и разгуле.

Бросьте жадность к прибытку, оставьте знакомство с развратными товарищами, проводите свободное от трудов время кротко и благочестиво в своем семействе, посещайте в праздники церковь Божию, ходите на беседы к людям благочестивым; среди самой работы помышляйте о Боге, о душе, о страшном суде, держите на уме молитву. А говорить, что работа-помеха спасению души, грешно, недобросовестно. Аминь.

Как должно приступать к чтению или слушанию слова Божия или житий Святых и как читать оные

(Слово Иоанна Златоустого, как подобает чтения святых книг послушать и с прилежанием чести и вниманием. Пролог Сент. 16)

Отчего это? братие, бывает, что мы, читая или слушая слово Божие или жития Святых, иногда от чтения или слушания их получаем мало для себя пользы? Оттого, что не знаешь, как приступать к чтению или слушанию оных и как читать или слушать их. Чтобы получить истинную пользу для души от слова Божия или от жития Святых, нужно знать, что делать перед тем, когда приступаем к чтению или слушанию их, и знать, как читать или слушать оныя. Тогда только и польза будет. Но вы, конечно, скажете: как же приступать в таком случае к чтению или слушанию их и как читать или слушать оныя? На это с удовольствием ответим вам; но, для вящего убеждения вас, не своими словами, а словами вселенского учителя, святого Златоуста.

Сказал блаженный Иоанн Златоуст: "когда ты сядешь для того, чтобы читать слова Божие, тогда прежде молись Богу, чтобы открыл твои очи сердечные. И это сделай для того, чтобы тебе не только прочитать написанное, но и исполнить оное, и слово Божие или жития Святых прочитать не в грех себе. Когда же начнешь читать, читай со всеусердием и многим прилежанием; а не проводи время в том, чтобы перевертывать только листы. И если есть тебе время, то не ленись, но дважды, трижды и много раз прочитай слова, чтобы тебе уразуметь силу их. Когда же вздумаешь читать или пожелаешь послушать кого другого читающего, то прежде помолись так и скажи: "Господи Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услышав слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих; но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития Святых и слово Твое прочитал, но во обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный".

Читать же нужно, что также видели, без лености, а прилежно, с участием сердца, а не совсем понятное, для того, чтобы уразуметь оное, прочитать, и раз, и два, и три, и более. Вот когда так, как теперь указано, будете приступать к чтению или слушанию слова Божия или житий Святых; а вместе и будете соблюдать все прочитанное или прослушанное в них в мыслях, желаниях, словах и делах ваших, тогда несомненно и пользу получите для душ ваших, и чудеса от закона Господня уразумеете. Аминь.

Против лености

(Слово от Лимониса о Дорофее пустыннике. Пролог Сент. 16)

К вам, ленивые, будет слово наше. Отчего это.