Prologue in the Teachings

Какой прекрасный пример для подражания, и как жаль, что в настоящее время почти не видим таких людей, как мудрый ученик старца! Что ныне видим? Всюду желание подставить друг другу ногу, поссорить одного с другим, пустое недоразумение между ближними раздуть в непримиримую вражду и ненависть. С каким злорадством, с каким злоухищрением, постоянно слышишь, передают одному, что сказал против него его недруг, - и пожар все растет и растет, и всюду от этого видны распри, нестроения, семейные дележи и тому подобное зло. Так ли должно поступать именующим себя последователями Христа Спасителя? Тому ли Он нас учил? Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам, говорил Он (Иоан. 14, 27). Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13, 35). А у нас везде ли мир и любовь? Увы, их у иных и днем с огнем не сыщешь. Опомнимся же, братие, и будем непрестанно помнить, что все мы - дети одного Отца Небесного и, следовательно, братья; что жизнь наша здесь есть училище любви; что любовь к ближним есть основание всего закона христианского, и что общество христиан должно быть царством ее. Да царствует же она между нами, и пусть знают все, что мы не на словах, а на деле, подлинно, ученики нашего Спасителя. Аминь.

О вечных мучениях грешников

(Слово св. Иоанна Златоуста о глаголющих, яко несть грешным муки. Прол. Апр. 3)

Некоторые говорят, что вечных мук не будет, и что Господь угрожает ими лишь для того, чтобы в грешников страх вселить. Но так ли все это на самом деле?

Св. Златоуст говорит: "некоторые из грехолюбцев говорят, что вечных мук не будет. Таковые с еретиками осудятся... Что вечные муки будут, то показал Господь, наказывая грешников еще и в сей жизни. Так за грехи свои мы принимаем наказание и ныне: или несчастная для нас война бывает, или пожар, или голод, или падеж скота, или смерть посещает наши семьи, или от болезней мы страдаем. Все это и ныне приходит к нам за наши грехи. Кроме указанного, бывает, и огонь нас попаляет, и вода потопляет, и гром и молния поражают... И это в сей жизни... А в будущей мука вечная грешников ожидает. И веруйте, братие, что подлинно мука вечная ждет грешников. Спроси жидов и еретиков и, наконец, самих бесов, и они скажут тебе единогласно, что есть суд и мука и воздаяние каждому по делам его и что грешников Бог наказывает, а праведников венчает славою. Так уверь же свою душу и научи ее не выдумывать ложных учений. Адам до греха не испытывал мучений и не слышал о них. А мы тысячу раз слышали о них и все-таки вот веры не имеем. Мы слышали о братоубийце - Каине, о том, как погиб род человеческий ради скверных грехов, о гибели Содома и Гоморры. Но слышали также, что Ной за свою праведность избавлен был от потопа, а Лот от огня. Значит, вы должны были убедиться, что Бог правосуден и праведников хранит, а нечестивых наказывает. Да и здесь, на земле, вы видите, что злодеи не остаются без наказания. О, братие, веруйте истинно, что есть грешным мука, и пусть пример Содомлян напоминает вам ее.

Итак, братие, несомненно, что вечные муки для грешников будут, и грешникам их не избежать. И эти муки будут ужасны. "

Сие то все, конечно, составит того неусыпаемого червя, который, по слову Писания, будет точить тогда сердца грешников (Мар. 9, 44-46). составит ту скорбь и тесноту, которые, по слову Апостола, ожидают творящих злое (Рим. 2, 9) и будут причиною того горького плача и скрежета зубов, о которых часто говорится в Евангелии (Мф. 22, 13), (Богословие, Антония, стр. 269-270).

О, Господи, избави нас вечных мук и огня геенского; о, Господи, в покаянии прими нас, даждь нам помысел исповедания грехов наших и всели в нас корень благих, страх Твой в сердца наши! Аминь.

Гибельные последствия самообольщения

(Слово святого отца Кассиана, еже не возноситися)

Было, да и теперь есть довольно таких людей, которые, послужив Богу какими-либо особенными подвигами и вообразив о себе, что они стали людьми самыми близкими к Богу, начинали по-своему веровать, самоизмышленных, в деле спасения души, правил держаться, общением с ближними пренебрегать, презирать и осуждать их. Это самообольщение, эта духовная гордость влечет за собою самые гибельные последствия.

Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живших в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки не такого держатся устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться, и стал относиться к ним с презрением. Он не хотел даже и в великие праздники вкусить с ними пищи и, чтобы не видеть их, не хотел придти в церковь даже в Светлое Воскресенье. Дьявол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить заботу, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Тут дьявол предложил старцу броситься в колодезь, говоря, что, де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался и вытащен был из колодца едва живым. На третий день он скончался.

Жили в одном монастыре отец с сыном. Отец много возмечтал о своих духовных достоинствах и впал в самообольщение. Многократно являвшегося ему беса он принимал за ангела света. Когда враг увидел, что монах в его руках, то предложил ему заклать сына в жертву Богу. "И ты, сказал, - сподобишься такой же чести, как Авраам" Безумный отец внял дьявольскому наущению и начал готовить веревку и точить нож. Хорошо, что сын еще во время заметил это и спасся бегством.

Был еще самообольщенный инок, дававший веру снам и думавший, что за его святую жизнь Господь особенно перед другими открывает ему Свою волю в сонных видениях. Дьявол воспользовался этим, и раз представил ему во сне, будто на одной стороне - св. Апостолы, Мученики и все христиане находятся во тьме - в аду и терпят самые страшные мучения, а на другой - жиды во свете наслаждаются блаженством. Проснулся бедный монах, поверил сну, пошел к жидам, и не только принял еврейскую веру, а еще женился на еврейке. За то ж и наказал его Господь: года через три прежний праведник, еще живой, начал гнить; тело его точили черви, и в таком несчастном положены он умер" (Троицк. Листки, № 87).