Prologue in the Teachings

Выслушайте, братие, следующее повествование; можно думать, что оно будет убедительно для вас.

Синесий, епископ Киринейский, после долгого времени и долгих увещаний, обратил ко Христу язычника, философа Евагрия и крестил его со всем домом его. Чрез год после крещения, Евагрий, как видно, все еще колебавшийся сомнениями в некоторых истинах христианского учения, пришел однажды к Синесию, вручил ему довольно большую сумму золота и сказал, чтобы Синесий все это роздал нищим, а ему бы дал собственноручную расписку в том, что Господь возвратит ему розданное в будущей жизни. Епископ дал Евагрию расписку, а золото нищим отдал. После этого Евагрий прожил несколько лет и затем слег на смертный одр. Перед смертью он позвал своих детей и, отдавая им расписку Синесия, завещал, чтобы они положили ее с ним в гроб. Дети обещали исполнить завещание и, когда Евагрий скончался, они положили с ним расписку Синесия. Прошло два дня, как был погребен Евагрий, и вот на третий день он является во сне Синесию и говорит: "приди на мой гроб и возьми свою расписку; долг свой, как ты меня уверял, я получил и теперь, в удостоверение со своей стороны, оставляю тебе собственноручную расписку в получении". Проснувшись, Синесий позвал сыновей Евагрия и спросил их, не положили ли они чего в гроб с покойником - отцом их? Они отвечали: ничего, владыко, не положили, - кроме одной какой-то хартии, которую отец просил положить с ним." Тогда Синесий, рассказавши им свой сон, пригласил некоторых из клира и многих из благородных лиц города и пошел с ними ко гробу Евагрия. Когда гроб открыли, то у мертвого Евагрия нашли в руках писание, и, когда раскрыли его, увидали, что в нем рукою умершего написано было следующее: "Я, Евагрий, философ, тебя, преподобного епископа Синесия, приветствую. Получил я долг, который чрез тебя дал Христу Богу Спасителю и теперь уже более не потребую от тебя никакого отчета в золоте, которое некогда дал тебе и чрез тебя Христу Богу, Спасителю нашему". И абиe, заключает повествование, - все зело удивишася о преславном чудеси, и прославиша Бога, вопиюще на мног час: "Господи, помилуй".

Не бойтесь же, братие: за Богом ваше не пропадет. Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, конечно, с избытком возвратит посеянное вами и умножит плоды правды вашей. Да и Он ли не возвратит, когда в руках Его богатство и слава всего мира, когда Он Сам весь любовь и милость, и когда Сам говорит, что розданное нищим становится отданным Ему? "Взалкахся бо, и даете Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне" (Мф. 25, 35-36).

Бесплодное раскаяние

(Слово св. Ефрема о суде и покаянии)

Из причти Спасителя о богатом и Лазаре мы между прочим узнаем ту великую истину, что после смерти покаяния нет. "Отче Аврааме, - вопиял богатый из ада, - помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду во пламени семь" (Лук. 16, 24). Но что отвечал ему Авраам? "Чадо, помяни яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая; ныне же зде утешается, ты же страждеши. И над всеми сими между нами и вами пропасть велика у твердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуда к нам преходят" (ст. 25-26). Обратился было богатый и с другою просьбою к Аврааму, именно, чтобы Лазарь послан был к братьям его сказать, чтобы добродетельно жили; но и эта просьба не была уважена. Казалось бы, братие, это учение Спасителя о посмертной участи беспечных грешников мы непрестанно должны иметь в уме и содержать в сердце, и располагать, на основании его, жизнь нашу по закону Божию. Но, к сожалению, до учения Спасителя нам как будто и дела нет, и мы вопреки предостережению Его живем так, как будто и Бога нет, и будущей жизни нет, и ничего нет, не было и не будет. Что же, неужели вы думаете, все это даром пройдет нам? Никак. Поверьте, что и мы все, если не исправимся, непременно так же никогда будем вопиять, как и богатый во аде.

И вот послушайте, как воспроизводит один из св. отцов вопль грешника по смерти: "Ничто, - говорит св. Ефрем Сирин, - не поможет нам в страшный день суда. Каждый с бременем своих грехов предстанет и будет ждать праведного осуждения. Никто друг за друга не ответит и каждый сам должен будет дать ответ за себя. О, убогий человек? Когда праведные возрадуются и получат от Бога вечное царство, славу и венцы, - много тогда начнешь скорбеть и сетовать! О, грешник! Горько восплачешь тогда и с воплем будешь говорить: "горе мне скверному, не сбросившему с себя во время бремя греховное. Если бы сбросил, теперь бы насытился небесных благ и с Ангелами пребывал. О, злого века сего маловременная прелесть! За греховное наслаждение в вечную осуждаюсь муку и за плотскую похоть вечному огню предаюсь. Праведен суд Божий: и я зван был и не слушал, был учим и не внимал. Говорили мне, что за грехи меня ожидает вечная мука и горькое раскаяние; но я о том не радел и тому не верил. О, сколько времени погубил я, окаянный, в небрежении и лености. И как это прельстил меня суетный этот мир? Ведь видел же я и трудившихся ради Бога, и постившихся, и наделявших вдов и сирот; но на все это не обращал внимания. Слышал чтение Божественных книг и не внимал чтимому и над читавшими смеялся. Горе же мне, что не слушал учивших меня, и вот теперь горько, с воплем плачу, но не услышит меня Бог. Горе мне, ибо я сам себя погубил и сам наругался над собою. Лучше бы мне было, когда я в теле был, и трудиться, и поститься, и плакать, нежели обрестись теперь в сем месте мучения. И что же помогли мне богатство и слава мира? Не остались ли они позади меня? Сам же я погибаю, в лютые муки осужденный".

Увы, братие, скажем мы после, св. отца, позднее раскаяние бесплодно! Пропасть великая там между праведными и грешными утвердилась, и одни к другим не преходят. И что если эта страна вечного мрака, вечной смерти откроется и пред нами внезапно, и нас суд Божий застанет неготовыми к нему? Достанет ли у нас столько слез, чтобы оплакать свою слепоту и заблуждение, по которым мы не хотели или не умели пользоваться дарованным от Бога временем? Чтобы избегнуть этих горьких и бесполезных слез, будем непрестанно помнить, что жизнь наша кратка и внезапно может прерваться, что суд Божий при дверях, что после смерти покаяния уже нет, и что посему должно обогащать себя тем, что пойдет с нами в вечность, т.е. делами добрыми, что тот - ужасный враг самому себе, кто живет так, как будто бы ему и умирать никогда не надобно. Аминь.

Ночная молитва

(Слово св. Иоанна Златоустаго, како восстаяти в нощи молитися)

Мы обыкновенно каждый день молимся утром и вечером. Среди дня из нынешних христиан редкие молятся, а ночью всего меньше. А между тем, по слову Апостола, который заповедует нам непрестанно молиться (1 Сол. 5, 17), хорошо бы и днем уделять несколько времени на молитву и ночью также. Скажем в настоящий раз о ночи. Достоподражательный пример ночной молитвы находим еще в Ветхом Завете. Полунощи, говорит Давид, востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62). Находим и в Новом Завете, в Апостолах. В полунощи, читаем в книге Деяний Апостольских, Павел и Сила молящеся, пояху Бога (Деян. 16, 25). Сам Господь Спаситель наш в ночное время любил уединяться для молитвенных бесед с Богом Отцом Своим. Все святые в ночное время молились. Творить ночную молитву заповедуют нам также св. отцы. Возьмем в настоящий раз для нашего научения св. Златоуста.

"Не для того, братие, говорит он, дана нам ночь, чтобы все только спали или праздновали в продолжение ее, на должно разделить ее на две части: одну на дело, а другую на покой. Ночью встают ремесленники, земледельцы, купцы. И вы вставайте ночью и прежде всех дел сотворите Богу молитву, чтобы Он милость Свою подал вам... Ночью и ум свободнее можно вознести к Богу, и ночные молитвы к покаянию обратят вас, и их паче дневных послушает Бог. Если ты ночью выйдешь из дома, то заметишь вообще молчание; и твоя душа становится в это время чище, и ум твой легче на молитву. Итак, возлюбленный, встань ночью, преклони колена и припади, к Богу с молитвою, и Господь приклонит к Тебе ухо Свое. Вспомни Давида, который говорит: седмижды днем хвалих Тя. И еще: полунощи востах исповедатися о судьбах правды Твоея. И: утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Помыслите, братие: если царь, имевший столько забот, так поступал в каждую ночь, то мы какой ответ дадим Богу за свою леность? Говорю вам, братие и сестры, станем ночью умолять Бога о прощении грехов наших и Ему исповедаться. Ночью никакое празднословие людское не смущает ум, никто не смотрит на нас, никто нам не мешает. Может ли быть столь удобною молитва днем, когда ум наш часто бывает переполнен посторонними помыслами? Поэтому, как вы ни старайтесь, не можете днем так молиться, как ночью. И пусть дом ваш в ночи будет домашнею церковью, состоящею из мужей и жен. Не Господь ли сказал: Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их (Мф. 18, 20)? - И если у кого из вас есть дети, разбудите их, чтобы ночью помолились Богу, и научите их так поступать всегда. Ничего нет прекраснее той домашней церкви, в которой совершаются ночные молитвы. Слушайте, что говорит Пророк: Поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Потщимся же, братие, молиться во все ночи, да разрешим узы греховныя".

Итак, братие, и на ложе в нощех будем искать Господа (Песн. 3, 1), и в ночном уединении постараемся творить дела не тьмы, а света. Ведь если и Господь в ночное время промышляет о нас, если Его любовь не знает для нас покоя и в ночи, и тогда бодрствует над нами, как мать над своим младенцем в колыбели; то неужели и мы, как дети, не отзовемся на эту любовь Господа, и хотя малое время в нощи не посвятим на беседу с Ним? К этой беседе, и для нашей же пользы, видь Он, наконец, и Сам возбуждает нас. Что спите, - говорит, - воставше молитеся, да не внидете в напасть (Лук. 22, 46). Пусть же посему и в ночи сердце и ум наш бодрствуют и внимают тому, как сладкий глас Господа, зовущий к беседе с Ним, ударяет в двери душ наших (Песн. 5, 2). Аминь.

Господь спасает от клеветы невинных и наказывает виновных