Prologue in the Teachings

Отчего это, братие, часто бывает, что многие и из добрых христиан чуждаются нас, не исполняют наших просьб, презирают нас? Оттого это бывает часто, что добрые христиане видят в нас худых христиан, не исполняющих заповедей Божьих, видят нас хромающими на оба колена. Живи же мы по-другому, покажи перед всеми свою твердую веру и жизнь по вере, тогда бы дело было другое.

Одна убогая старица имела двух детей: сына и дочь. Сын ушел в монахи, а дочь нищеты ради совершила какое то преступление, и князь, начальник города, хотел предать ее смерти по закону суда. Мать рвала на себе волосы и, пришедши к князю, в отчаянии говорила ему: "умоляю тебя, князь: если ты убьешь дочь мою, то убей с нею и меня; ибо без нее некому мни принести и воды напиться, и я без нее жить не могу. Был у меня один сын, но - и тот ушел в монахи, и теперь живет в монастыре, проводя святую жизнь". Князь сказал ей: "призови сюда сына твоего, про которого ты говоришь, что он свят. Пусть помолится за сестру свою; тогда я и отпущу ее". Старица пошла к сыну и объявила ему волю князя. Сын-монах отвечал ей: "поверь мне, мать моя, что если и тебя князь убьет с твоей дочерью, то и тогда я не выйду из монастыря, ибо я умер миру". После этого мать сначала долго умоляла сына, но потом, видя, что ничто не помогает, жестоко укорила его и затем все рассказала князю. Князь опять сказал ей: "приведи сюда сына твоего, монаха, которого ты сама же называешь святым". Она отвечала: "Нет, Владыка, он не святой и не знает Бога; ибо я долго умоляла его пойти к тебе, но он сказал мне: "если бы и тебя с дочерью осудили на смерть, то и тогда я не пойду; ибо я прежде вас умер миру". Князь удивился твердой вере инока и уверился в том, что он великий раб Божий. И сказал он матери: "поверь мне старица, если б ты привела сюда монаха, я ни за что бы не отпустил твоей дочери. А поскольку он не пришел сюда, я уверился, что он великий муж пред Господом. Возьми свою дочь и ступай с Богом. Я верю, что сын твой молится за меня".

Итак, братие, живи мы по заповедям Божьим, имей твердую веру, покажи, что мы христиане не на словах а на деле, тогда бы и отношения к нам добрых христиан были бы другие; они бы не чуждались нас, но сами бы шли к нам на встречу и в случай нужды никогда не оставили бы нас и своей помощью. Слышали, что сказал князь матери? "поверь мне, старица, если б ты привела сюда монаха, я ни за что бы не отпустил твоей дочери. А поскольку он не пришел сюда, я уверился, что сын твой есть великий муж пред Господом". Так добрая жизнь монаха принесла и добрые плоды, как для него самого, так и для его матери.

Следуйте же примеру таковых людей, и милость Господня пребудет и с вами. Аминь.

Своими грехами мы удаляем от себя Ангела-Хранителя

(Слово святого Анастасия игумена)

Господь настолько милостив к нам, братие, что каждому из нас, при св. крещении, дает на всю жизнь невидимого защитника, наставника на все благое и правое и руководителя к небесному отечеству - Ангела-Хранителя. "Иже в вере суть христанстей, всякому человеку дается от Бога Ангел на сохранение во весь живот его, "говорит св. Анастасий игумен (Прол. Апр. 20). И еще: "всякому верному от Бога коемуждо Ангел дан бысть, и той вся дела его добрые написует" (Там же, л. 37). Но если у каждого из нас есть Ангел-Хранитель, почему же св. Церковь, каждый день, на службах церковных, испрашивает нам его? "Ангела, вопиет, мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим." И в молитве вечерней верующий также умоляет Господа об Ангеле-Хранителе. "Ангела, говорит, Твоего Хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла". Почему же так? Если раз Ангел-Хранитель дан на всю жизнь, так зачем же еще просить его?

А затем, братие, что когда мы пребываем в ожесточении и нераскаянности, предаемся страстям и порокам, повторяем одни и те же грехи и не каемся в них, тогда Ангел-Хранитель хотя и не оставляет нас вовсе, но, побуждаемый несовместимостью чистого естества своего со грехом, удаляется от нас так, что мы лишаемся его ангельского покрова. "Иже в вере, суть христианстей, всякому человеку дается от Бога Ангел, "как вы слышали; говорит св. Анастасий, но прибавляет к сему: "аще кто делы злы не проженет его". И далее продолжает: "Яко бо пчелы дым прогонит, и голуби злый смрад: тако убо и хранителя живота нашего Ангела злые наши греси, пиянство и блужение, гневодержание и прочая злая дела, тии святого Ангела отдаляют от нас" (Прол. Апр. 20). То же говорит и самый Ангел Божий великому старцу Пахомию: "Кто чрез свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никаким образом ни стоять, ни пройти около не можем." О том же некогда было сказано и преподобному Нифонту. "Что ты здесь стоишь и плачешь?" спросил он однажды юношу, который стоял при воротах одного дома и плакал. "Я, отвечал юноша, - Ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме, - стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику, - плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния". - Так вот почему Православная Церковь каждый день умоляет Господа, чтобы Он посылал нам Ангела-Хранителя, - потому, что мы часто своими грехами и нераскаянностью удаляем его от себя, и не только удаляем, но и причиняем еще ему скорбь и печаль. И подлинно, братие, причиняем ему скорбь и печаль. "Егда же человек верный, учит тот же Анастасий, - в правде, живет, Ангел Божий радуется о нем; егдаже начнет истины не творити, но лгати и красти, упиватися и завидети, к церкви не ходити, гневатися, вадити, скуп быти, тогда убо Ангел Божий скорбит о нем" (Прол. Апр. 20). А при этом что? "Бесове ликуют, продолжает Анастасий, всячески лютейшия злобы наводяще на ны". Т.е. тогда открывается ближайший доступ к человеку ангела тьмы, ибо, при ком нет Ангела-Хранителя, при том враг-губитель, - а где, сей враг, там тьма за тьмою, нечистота за нечистотою, нераскаянность за нераскаянностью, доколи, смерть не положит конца грехам человека".

Слыша сие, братие, убоимся греха, как губительной язвы!

"Лукавому, по слову Анастасия, не дадим места в себе, но со страхом Божьим отженем его. А Ангелу-Хранителю отверзем сердце прияти его, да на истину наставит ны и от пронырства дьявола избавит нас и от соблазн его" (Прол. Апр. 20). Аминь.

Не следует желать явлений из загробного мира

(От старчества о бесовских видениях, да никтоже прельстится в мечтании от дьявола)

Хотя редко, но встречаются люди, которые, послужив Богу какими-либо особенными подвигами, начинают воображать, что они стоят уже на такой степени духовного совершенства, что могут созерцать явления из загробного мира, беседовать с небожителями и т.п. Такое самомнение весьма опасно для них.

Св. отцы предостерегают! нас от желания созерцать тайны загробного мира и не советуют искать бесед с небожителями, а велят спасаться в простоте сердца.