Prologue in the Teachings

Есть торговцы честные, которые имеют в сердце страх Божий, и потому не обманывающие покупателей и торгующие лишь только для своего прокормления. И есть торговцы бесчестные, люди наживы, которые только и думают лишь об одном, как бы обмануть покупающих. Последним на вразумление мы предлагаем выслушать повествование следующее.

В Александрии Синайской однажды, перед дверями некоторого дома, прохожие увидели старца, который продавал свое рукоделие. Один из них, знавший старца, сказал шедшим с ним: "я слышал, что этот старец есть человек Божий и никогда не торгуется ни с кем, а продает свой товар за цену, какую дадут ему. Пойдемте, узнаем: правда ли это?" пошли и, подошедши к старцу, спросили его: "продаешь это?" Он отвечал: "продаю". - "А сколько просишь" - " Десять медниц", отвечал старец. Много просишь!" Сказали прохожие: "возьми четыре модницы". Старец сказал: "ну что же? Возьмите". - "Нет, много и это. Возьми по одной меднице." - "Ну что же? Возьмите и за эту цену". И вот они, давши ему несколько медниц, взяли его рукоделие, и ушли от него; а старец, взявши свой жезл, пошел в свою хижину. Прохожие догнали его и сказали: "старче, что ты сделал?" - "Да, что же я сделал?" - спросил старец. "Да как же? То просил по десяти медниц за каждую часть товара, а потом отдал по цене, какую мы назначили, по четыре медницы. А затем, когда мы предложили тебе взять за твое рукоделие по одной меднице, ты согласился и на это. Зачем ты делаешь так?" Спросили старца. "Да у меня уж такой обычай. Сначала я назначаю свою цену, а потом беру, что дадут". Прохожие просили у него прощения и пали к стопам его.

Так вот вам, братие, из приведенного повествования и урок. Старец-нищий и тот, имея в сердце страх Божий, если так можно выразиться, делился с покупателями последним куском своего хлеба. А вы и имея часто богатство, готовы бываете выжать из иного покупателя последние соки. Хорошо ли это? Нет, бесчестные торговцы, это нехорошо. Ибо мерзость Господеви, говорит слово Божие, творяй сия, всяк творяй неправду. Будьте же на будущее время честны в торговле и оставьте всякий обман и неправду, и тогда и Господь явит вам Свою милость. Мерило истинно и праведно да будет тебе, читаем в Писании, да многи дни будеши на земли, юже Господь Бог даст тебе в жребий (Второзак. 25, 13-15). Аминь.

Мудрая жена

(Слово о монасе, наказанном от жены. Прол. Апр. 29)

Перечисляя добродетели, которыми должны украшать себя вдовы-христианки, Апостольские правила говорят: "всякая вдова должна быть кротка, молчалива, незлобива, негневлива, неболтлива, недвуязычна, не охотница мешаться в чужие дела. Она непрестанно должна возносить к Богу моление за церковь. У нее должны быть и око непорочно, и слух чист, и руки не запачканы, и ноги покойны, и уста говорить должное... Она должна быть воздержна, благоговейна, стыдлива, петь псалмы, молиться, читать священное, поститься (Постановл. Апост. кн. 3, гл. 5 и 7, стр. 105, 109, 110. Казань 1864 г.). Таковы должны быть добродетели вдовы-христианки. Но все ли? Нет, по-нашему мнению, можно к ним прибавить и еще одну.

Один инок, живший в монастыре, был отпущен, по некоторому монастырскому делу, в одно из селений. В соседнем селении жил один человек, который знал этого монаха, любил его и иногда приглашал к себе. Этот человек имел единственную дочь, вдову, которая с мужем всего прожила только год или два. Монах был уязвлен любовно к ней, а она, боясь греха, всячески избегала свиданья с ним. Но вот однажды отец ее, уезжая по нужному делу в город, оставил ее дома одну. В отсутствие отца, монах пришел к ней в дом и спросил: "где твой отец?" Она сказала, что уехал в город. Заметив, что монах волнуется грешными мыслями, целомудренная вдова сказала ему: "не смущайся, отче, злыми мыслями, а лучше встань и помолись и прогони злого врага из сердца". И затем раскрыла пред ним всю мерзость греха. Услышав это, монах прослезился, пришел в себя и понял весь ужас и мерзость греха. Увидев это, вдова сказала: "ну, что бы было, если б ты совершил грех? С каким бы ты лицом явился к твоему настоятелю и стал бы слушать лик поющих святых? Умоляю же тебя, восстань от сна греховного и не погуби награды своей! И не лишай себя вечных благ!" Инок после этого восхвалил Бога, спасшего через вдову от смертного греха и даровавшего ему победу над самим собою.

Итак, братие, по нашему мнению, к добродетелям, которые должна иметь вдова, можно прибавить бы и еще одну, именно заботу об обращении грешника от заблуждения пути его. "Ибо это есть одна из добродетелей величайших" Да, помните, братие, что как велико несчастье человека, когда он грешит, так и велика добродетель того, кто заботится не только себя сберечь от грехов, но и других удалит от сего несчастия. Слушайте, как учит о сем св. апостол Иаков. Братие, говорит он, аще кто заблудит в вас от пути истины и обратить кто его; да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет, множество грехов (Иак. 5, 19-20). Аминь.

Погребать умерших в убожестве есть дело угодное Богу

(Слово о Магистриане, иже мертвого своей срачицею покры, нага лежаща)

Одно из дел милости телесной состоит в том, чтобы погребать умерших в убожестве, или оказывать к тому содействие, по состоянию. Не знаю, как у других, но у вас, к чести вашей должно сказать, братие, доброе дело это доселе всегда находило сочувствие. Сколько ни было в нашем приходе умерших убогих пли найденных мертвыми, всегда вы приходили к телу их помолиться за них и оставляли свои лепты на погребете их. Сколько ни было, повторю, у нас умерших убогих, всегда можно было видеть около них в довольном количестве сложенные деньги, и на эти деньги, как вы и сами знаете, для беспризорных умерших устраивалось и погребение приличное, и гроб им покупался, и обрядить их было на что, и свечи ставились при гробе, и могила без затруднения была вырываема. Похваляя вас за это, желаю, чтобы и на будущее время вы остались настолько же сострадательными к умершим бедным братьям вашим, каковыми показывали себя доселе: желаю потому, что погребать умерших в убожестве есть дело угодное Богу и, следовательно, никогда не останется без награды.

Был некто Магистриан, которого царь отправил однажды в известное место с поручением. Когда он был в пути, то увидал лежащего мертвого, нагого нищего и явил ему сострадание. Отпустив на некоторое от себя расстояние своего раба, Магистриан снял с себя срачицу и прикрыл ею мертвеца. Прошло довольно времени после сего, и Магистриан, по другому поручению царскому, снова должен был отправиться куда-то в путь. На этот раз с ним случилось несчастие. Выезжая из города, он упал с коня, разбился и возвратился домой. Тут собрались к нему врачи и когда увидали, что у него сильно повреждена нога, пришли к заключению, что необходимо отнять ее, иначе, несомненно, последует смерть. Положивши так между собою, они сказали Магистриану: "завтра мы придем и исцелим тебя". Когда они ушли, Магистриан позвал раба и сказал ему: "поди вслед за врачами и выспроси, что они думают о моей болезни?" Раб пошел, и врачи сказали ему: "ногу у твоего господина необходимо отнять, иначе умрет. Завтра мы скажем ему об этом, а там - как хочет" Раб передал эти слова господину, и Магистриан опечалился, лишился сна и плакал. Ночью он остался один; в комнате его горела лампада. В полночь является ему неизвестный и говорит: "что плачешь?" "Как же мне не плакать, господин мой, - отвечал Магистриан, - когда я весь разбился, и врачи порешили отнять у меня ногу". Явившейся сказал: "покажи мне ногу". Магистриан показал. Явившийся говорит: "встань и походи теперь". Магистриан отвечал: "не могу, ибо нога у меня переломлена". Неизвестный сказал: "обопрись на меня". Магистриан послушался и с трудом пошел. Неизвестный заметил: "ты все еще хромаешь? - и после сего, натерши как будто бы чем больную ногу, сказал Магистриану: "теперь ложись и спи" и к этому прибавил несколько слов о милостыне. Магистриан воскликнул: "ты уже оставляешь меня?" "Что же тебе еще нужно, - отвечал неизвестный, - ведь ты здоров теперь". Магистриан сказал: "ради Бога, пославшего тебя ко мне, скажи, кто ты?" Явившийся сказал: "вглядись в меня и посмотри, не твоя ли это срачица?" - "Ей, моя, сударь, - отвечал Магистриан. Явившийся сказал: "я - тот, которого ты видел нагим, мертвым лежащим, на которого ты положил свою срачицу; и вот за твое доброе дело Бог послал меня исцелить тебя. Благодари Бога." Сказавши сие, явившийся стал невидим; а Магистриан стал совершенно здоров и прославил Бога.

Итак, и на будущее время не оставляйте, братие, оказывать милость умершим в убожестве, а Господь и вас не оставит милостями Своими. Да и как не помочь убогим умершим? Ведь сердце иногда обливается кровно, глядя на какого-нибудь умершего несчастного бобыля, или странника, или просто найденного мертвым на дороге.

Да будет же таким образом, по заповеди Господа, любовь наша всеобъемлюща, и мертвые да не будут забыты нами. Аминь.