Prologue in the Teachings

"Тех, говорит св. Петр Александрийский, которые по гордости своей принимают на себя подвиги непосильные, возбуждают распри и сами идут к тем, которые могут предать их на страдания, тех ожидает участь грешников, потому что таковые и сами грешат, ибо не слушают слов Господа: блюдитеся, да не внидете в напасть (Марк. 14, 38), и других: не введи нас в напасть, но избави нас от неприязни (Лук. 11, 4). Апостолам, отпуская их на проповедь, Господь не говорит, чтобы они напрашивались на врагов, но чтобы остерегались их. И когда приблизилось время страданий Его, не Сам Он предал Себя, но ожидал, когда придут на Него с оружием и дрекольями (Мф. 26, 47). Поэтому не по разуму поступают те, которые сами ищут гонений. Ибо Господь, беседуя с Апостолами о предстоящих им страданиях, говорит: внемлите себе, предадят бо вы на сонмища, и в сонмех убиют вы (Мф. 10, 17). Предадят же вас, сказал, а не сами предавайтесь. И к судиям, сказал, и к царям ведоми будете, а не сами себя приводите. Итак, избегать нам велит гонений и от гонений убегать. Аще, говорит, изженут вы от града сего, бегайте в другой. Не хочет, значит, чтобы мы самовольно шли к гонителям и споспешествовали их убийствам, и раздражали их, а только внушает быть готовыми на все и помнить слова Его: бдите и молитеся, да не внидете в напасть".

Итак, неблагоразумно поступают ищущие гонений и вредно для себя и для других. Для себя, ибо, вместо спасения, осуждение приемлют; для других, ибо и других на грех наводят, и других невольно возбуждают к гневу и мщению.

Но скажут таковые: "я хочу быть мучеником и приять венец мученический?" Что же! Можно. Но для этого нужно не других смущать, а нечто другое.

Авва Афанасий говорит: "Часто спрашивают многие: где гонение и мучительство? Вот где: мучим будь совестью, умри греху, умертви уды земные и будешь мучеником. Мученики с царями и князьями боролись; а ты борись с царем греха - дьяволом и с князьями его - бесами. Мучеников приводили к капищам, понуждали к идольским жертвам и мерзкому идолослужению. Не забывай, что и перед тобою и капище, и жертвы, и идолы есть. Капище - это ненасытное лакомство, жертвы - плотские страсти, кумир - греховные желания. Ибо раб похоти есть идолопоклонник; таковыми же должны считаться и одержимый гневом и яростью, и всякий сребролюбец, сластолюбец и немилостивый. И вот, если от этих и подобных грехов удержишься и сохранишь себя от неистовых страстей, то чрез это и сокрушишь идолов, и отречешься от зловерия, и будешь мучеником и исповедником".

Поймите же, братие, возбуждающие распри и нестроения и считающие себя мучениками, что напрашиваться на гонения безрассудно, вооружать других против себя и наводить на грех непохвально, и страдания, которые вы терпите, не спасут вас, ибо они суть прямое следствие наших безрассудных поступков и никто не виноват в них, кроме вас самих. Если уж подлинно вам хочется приять венец мученический, то держитесь лучше совета св. Афанасия и объявите брань самим себе и своим врагам внутренним: умерщвляйте уды, яже на земли, истребляйте в себе самообольщение, распинайте плоть со страстями и похотями, не давайте воли гневу, поражайте змия сребролюбия, а паче всего объявите непримиримую брань тлетворному змию - дьяволу, борьбою с которым до крове и стяжете себе венец мученический. Аминь.

Ответ простецам на вопрос: что нужно делать, чтобы спастись?

(Слово о пользе душевной)

Многие спрашивают: "Что нам делать, чтобы спастись?" Как отвечать на этот вопрос? Можно, нам кажется, отвечая двояко. Можно отвечать и многое, на основании Писания, ибо Сам Спаситель сказал: испытайте Писание, яко вы мните в них имети живот вечный (Иоан. 5, 39); но можно и кратко, ибо не все способны во всей полноте воспринять сущность учения, ведущего ко спасению, и не все, по своему положению и воспитанно, имеют возможность разуметь Писания. Вот, например, образец краткого и простого учения о спасении, взятый из Пролога, из слова о пользе душевной.

Ты спрашиваешь: что тебе делать, чтобы спастись? Вот тебе ответ, поступай так: "Милостью к нищим купи себе помилование от Бога, смирением вечную славу, чистотою и целомудрием венец, кротостью в рай вхождение, молитвою с Ангелами житие. Купи себе трудом покой, молитвенным бдением общение с Богом, постом и жаждою наслаждение вечными благами. Имей рассуждение духовное, возноси ум твой к Богу, но низводи и вниз, размышляя, что рано или поздно все в землю возвратимся. Внимай чтению книг Божественных, сокрушайся о грехах, говори одну правду, уста чаще открывай для молитвы, руки отверзи на даяние убогим, сердце удержи от гнева, в теле сохрани чистоту, в пище воздержание, колена преклоняй на поклонение Богу. Если сохранишь это, то и будешь чадом света, и сыном Царствия Небесного, и наследником вечные радости, и гражданином горнего Иерусалима".

Вот, братие, наставление и простое, и краткое, но вместе содержащее в себе многое и всегда простеца могущее умудрить во спасение. Подобные наставления предлагайте и вы, если когда встретится случай вести беседу о спасении с младенцами о Христе. Простым людям, не ведущим силы Писаний, на первый раз довольно и подобных наставлений. Что могут воспринять, то и дайте им. Когда беседуете с таковыми, прежде всего не забывайте, что вы уже достигли некоторой духовной зрелости, а они младенцы; вы имеете от Бога, может быть, пять талантов, а они один; вы сильны, а они немощны. Значит, и нужно поступать с ними как с младенцами. Поэтому избегайте в беседах с ними ухищренных разглагольствий, а говорите просто, ясно и вразумительно, и этим, конечно, скорее всего простецам пользу душевную принесете, нежели недоступными их простому уму мудрованиями. Аминь.

Пример терпения и смирения

(Слово от Патерика. Прол. Мая 11)

Когда нас кто-либо напрасно обидит или оскорбит, или оклевещет, мы обыкновенно из себя выходим, только и думаем, как бы отмстить нашему врагу, и злобе нашей не бывает конца. А так поступать не следует. Надобно всегда, при таких для нас обстоятельствах, иметь пред собою образ страждущего Спасителя, с креста прощающего Своих врагов, и вооружиться терпением и смирением; тогда Господь невинность нашу откроет, и враги наши у нас же попросят прощение, и бесчестье наше заменится для нас славою.

Один инок спросил некоторого из отцов: "каким образом дьявол наводит напасти святым?" Старец отвечал ему: "был некто из отцов, именем Никон, спасавшийся в горе Синайской. И вот однажды никоторый человек пришел к египтянину, имевшему взрослую дочь, и, так как в доме, кроме нее, никого не было, он пал с нею в грех и затем грозно сказал ей: "смотри, всем говори, что грех с тобою совершил не я, а авва Никон". Когда отец девицы возвратился и узнал от нее, что она опозорена Никоном, он взял меч и пошел к старцу с намерением умертвить его. Никон вышел к нему навстречу, а египтянин замахнулся на него мечем. Но Бог не попустил совершиться злому делу. Рука египтянина тотчас же иссохла. Тогда он пошел и рассказал о позоре дочери пресвитерам. Они вызвали к себе Никона, и, когда он пришел, начали бить, изгоняя его. Ни в чем неповинный старец умолял их простить его и говорил: "ради Бога оставьте меня здесь, чтобы я мог покаяться". И вот отлучили его от Церкви на три года и приказали, чтобы никто не смел ходить к нему. И незлобивый старец три года провел в отлучении, ходя каждую неделю в церковь каяться в мнимом грехе своем. И всем он в это время говорил: "помолитесь, помолитесь обо мне!"