Prologue in the Teachings

В городе, где св. Епифаний был епископом, однажды случился голод, и была великая скорбь в месть том. В то время жил там богатый боярин Фавстиан, имевший у себя огромные запасы хлеба. Он был язычник. Епифаний сказал ему: "друг, продай мне в доле пшеницы, чтобы я ею накормил голодных. Со временем я свой долг уплачу тебе" Фавстиан отвечал: "ступай к своему Богу, Он тебе даст" Епифаний пошел в церковь святых мучеников и всю ночь со слезами молился Богу, чтобы Он напитал алчущих. Был же там идольский храм, в который из посторонних никто не мог войти, а иначе тотчас же умирал. И был к Епифанию голос: "ступай в идольский храм!" Епифаний пошел, пред ним отворились сами собою двери, и он, вошедши в храм, нашел в нем много золота. Он взял его, пошел с ним к Фавстиану, скупил весь хлеб, который был у него, и накормил им всех голодных. Мало того, граждане города наполнили хлебом и дома свои. Когда у Фавстиана весь хлеб был распродан, он отправил одиннадцать кораблей в Калабрию, и все корабли там наполнил пшеницею и житом. Когда же корабли возвращались домой, за сто верст от родного города, их застигла буря и потопила все: и все корабли, и всю пшеницу, и все жито. Фавстиан, услышав о сем, начал хулить Бога Вышнего и Епифания, но, конечно, хулы его хлеба и кораблей ему не возвратили. "Так, прибавляет сказание, и сбыстся псаломское слово, богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякого блага".

Да, по истине, прав Псалмопевец, и ясны стали слова его. Вот богатый подлинно обнищал и взалкал, а взыскающие Господа исполнились всяких благ. И первое и всегда бывает с теми, кто в себя, а не в Бога богатеет. Глядишь, высится нечестивый, яко кедр Ливанский, а потом мимоидох и се не бе. Да ведь еще это в здешней жизни: а что будет для корыстолюбца далее? что будет после того, когда он услышит: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя: кому же достанется то, что ты заготовил (Лук. 12, 20)? Да он только тогда поймет, что все земное, принадлежавшее ему, осталось по сию сторону гроба его; а ему остались одни лишь худые дела его на проклятие тем, которые пережили его, и одни худые дала понесет он на вечное судилище Божие.

Итак, приидите ныне, лихоимцы, и плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших, грядущих на вы. Богатство ваше изгни и ризы ваша молие поядоша (Иак. (5. 1-2). Аминь.

Так должен вести себя монах

(Слово о нраве добрых и злых. Прол. Мая 13)

Не однажды мы говорили с вами, иноки, о том, как вы должны вести себя. Но, простите, и сегодня думаем вам от святых отцов сказать о том же. Свято отеческое поучение, хотя и повторяемое, всегда полезно для нас и спасительно. Как же монах должен вести себя?

Первое, говорит слово церковное, монаху нужна оставить осуждение и другие злые дела и каяться в своих грехах с исповеданием и слезами; не должно кичиться исправлением себя и своими добрыми делами, не упиваться гордостью, ибо она есть великое зло, ибо и бес отпал от славы Божией из-за гордости. Нужно бегать монаху объедения и пьянства, не ходить часто без надобности по мирским домам, и не предаваться излишнему сну, ибо это все великий стыд монаху приносит. Подобает же ему слушаться своего наставника, греховные помыслы исповедывать своему духовному отцу, иметь в сердце страх Божий и всегда пред очами смерть. Конец же всему этому тот, что если ты, монах, очами что видишь, или ушами что слышишь, то держи про себя и говори: "зачем я стану судить брата моего, когда я сам хуже всех!" Что прибавить к сему? Прибавим нечто из начала того же слова: монаху нужно смирить свой ум, обуздывать язык, возлюбить убогое житие, быть милостивым ко всем, иметь терпение, молиться на всякий час Богу, побеждать гнев.

Наконец, монах должен прилежать к труду, поучаться в слове Божием повседневно, иметь послушание ко всем и молчание.

Заключим слово к вам, иноки, словом Феолипта, митрополита Филадельфийского. "Кто, говорит он, подвизается в исполнении всего сказанного и в раю молитвы пребывает и неотлучно находится при Боге всегдашним памятованием; того освобождает Бог от сластолюбивых деяний плотских, и от всех чувственных побуждений и от всех мысленных воображений; и, учинив его мертвым для страстей и греха, делает причастным Божественной жизни; ибо как спящий и мертвому подобен и жив есть; так и ходящий духом умирает плоти и миру и живет силою духа". Аминь. (Афонск. Пат. ч. 2-я, стр. 346).

Великий нищелюбец

(Слово о старце Серапионе. Прол. Мая 14)

Господь говорит: продадите имения ваша и дадите милостыню (Лук. 12, 33). Продать имение, раздать все нищим: а с чем же, скажете, мы сами останемся? Чем же сами жить будем? Ведь это очень трудно, это даже невозможно. Что мне, братие, на это ответить вам? Отвечу, что трудно, это правда; а что невозможно, этого сказать нельзя.

Однажды преподобный Серапион пришел в Александрию зимою и, увидев нищего без одежды и дрожавшего от холода, сказал самому себе: "вот ты постник и делатель заповедей Христовых: между тем одежду носишь; а сей нищий от стужи умирает. Покрой же его, а то, как убийца, осудишься". И с этими словами Серапион снял с себя последний свой плащ и отдал нищему. "Кто тебя обнажил?" - спросил один знакомый Серапиона. "Оно меня обнажило", указывая на Евангелие, отвечал он. Затем Серапион увидел человека, за неуплату долга ведомого в тюрьму и, жалея его, продал свое Евангелие и полученными за оное деньгами освободил должника. Ученик Серапиона, увидев его нагим, спросил: "где же одежда твоя, отче?" - "Я, отвечал святый, послал ее туда, откуда мне пришлют лучшую". - "А где Евангелие твое?" - спросил ученик "Да ведь оно же само", - отвечал Серапион: "постоянно говорило мне: продаждь имение и даждь нищим": ну я и послушал его и сделал так, как оно советовало мне, продал его и вырученное за него нуждающемуся отдал, чтобы за это получить награду от Господа моего".

Итак, братие, что продать имение ради Господа и сотворить им милостыню, правда, трудно, но, как видите, не невозможно. Видно истинные рабы Божии крепко помнили слова Иова: наг я вышел из чрева матери моей, наг и отыду, и отдавали Господу все, не исключая и самих себя. Да, крепкая вера и пламенная любовь к Богу делали и могут делать все. Серапион имел их и одержал славнейшую из побед, - победу над самим собой. И ни глад, ни нагота и ничто другое не могли отлучить его от любви Божией. И в лице его стал пред нами и великий нищелюбец, и великий Боголюбец, и земной Ангел, и небесный человек. Да, вот что могут сделать с человеком, и до какого духовного совершенства довести его вера и любовь, одухотворенность и самоотречение. Будем постоянно иметь пред очами духовный образ этого великого мужа и, хотя, сколько ни будь, по мере сил наших, подражать этому великому нищелюбцу. Аминь.