Prologue in the Teachings

К не уживающимся на одном месте и ищущим нового

(Поучение св. Ефрема, яко не подобает монаху от места на место преходити)

Много, очень много на свете людей, которые держатся пословицы: "там хорошо, где нас нет", и постоянно бегают с места на место. Дело, в большинстве случаев, непохвальное. Что чаще всего заставляет нас менять места? Или вообще недовольство жизнью, или леность, или алчность к наживе, или неуживчивость, или, наконец, зависть в отношении к ближним. Все это побуждения непохвальные. Одна неотложная необходимость может оправдать желание перемены места. Потому, если хочешь оставить место, прежде всего рассуди: чисты ли твои побуждения оставить оное и подлинно ли необходимость нудит тебя. Размысли не спеша, размысли как христианин, и уж если истинно чисты твои побуждения и подлинно необходимость нудит, - иди, а если нет, то лучше оставайся, где живешь; иначе и греха не избежишь, да, конечно, благословения Божия и счастья на Месте новом не получишь.

"Мы должны, говорит монахам св. Ефрем, идти лишь вслед Христа, жить в послушании, а не переходить с места на место. И, прежде всего, если кто хочет оставить свое место, пусть размыслить: ради чего он хочет оставить оное? Не ЛЕНОСТЬ ли заставляет сделать это? Не надежда ли найти лучших людей против тех, с которыми живет? Не зависть ли? Не леность ли духовная? Не желание ли избежать повиновения? Или не желание ли богатства заставляет оставить место? И если размышление откроет нам что-либо из указанного, и если, по самоиспытании, заметим, что лишь страсти заставляют нас бежать, то постараемся смирением и терпением победить свое желание и останемся там, где жили, чтобы избежать сетей вражьих."

Да, братие, если всегда и во всем, то при перемене места мы должны быть особенно осторожны. Ибо при нечистых побуждениях человек, переходящий с места на место, находится в опасности погибнуть. Охота к переселениям у него обращается в страсть, недовольство растет, леность также, ну, и пропал человек. Поэтому, уж если нет важной причины, то лучше всего жить там, где живем. - Трудно, скажет иной ленивый: но ему, где бы он ни был, везде будет трудно. "Люди нехороши?" Но люди, везде люди, не Ангелы. Будем всегда помнить, что земля не рай, а изгнание из рая, и что покой истинный вечный есть только на небесах. Аминь.

К чему ведет нажива на чужой счет

(Слово св. Василия о миогоимении)

Св. Василий в слове о многоимении говорит: "Иже чуждого желает, то по малех днех по своем возрыдает; уне есть помалу к своему житию прилагати со утешением, нежели внезапу возвыситися чужим, и последи обнажитися обоих." Эта истина подтверждается примерами.

Когда пророк Елисей исцелил от проказы вельможу сирийского Неемана, то слуга Елисея Гиезий вздумал поживиться обманом у последнего: догнал Неемана, когда тот возвращался домой, и стал просить у него именем Пророка талант серебра и две одежды. Нееман, вместо одного таланта, дал даже два; по что же вышло? За алчность и обман Господь наказал Гиезия тем, что проказа Нееманова перешла на него, и он, возвратившись домой, побелел от проказы, как снег. Конечно, он все бы отдал, только бы избавиться от нее, но было уже поздно.

А то бывает и еще хуже. У одного благочестивого Израильтянина, по имени Навуфея, был виноградник. Ахаав, царь Израильский, позавидовал владельцу виноградника и, желая приобрести его, допустил злой жене своей Иезавели убить Навуфея и, после его смерти, завладел виноградником. Пророк Илия, обличая их за эту возмутительную неправду, грозил им казнью от Бога, и угроза его исполнилась. Ахаав, смертельно раненный в сражении с Сирийцами, был привезен в свою столицу Самарию мертвым; Иезавель была выброшена из окна, и все тело было оглодано собаками. Итак, правду св. отец сказал, что кто чуждого желает, тот может обнажиться обоих, т.е. и своего, и чужого имения лишиться; он даже может худшим поплатиться и во всяком случай наказания от Бога не избежит. В самом деле, не на наших ли глазах то и дело в прах рассыпаются дома, неправдою нажитые? Не часто ли мимо иного дома идя, приходится сказать: мимо идох, и се не бе. Да, худо жить чужим добром и здесь, а что будет за это по смерти? О, конечно, там еще хуже. "Мзда делателей, делавших нивы ваши, удержанная от них, вопиет и вопиения во уши Господа Саваофа внидоша" (Иак. 5, 4). "Горе умножающему не сущая ею! Горе лихоимствующим" (Аввак. 2, 6. 9). Аминь.

Нераскаянным грешникам

(Слово св. Иоанна Златоуста, еже не проповедати Божества неверным. Прол. Июня 4)

Что особенно ужасно в нашем отечестве, это то, что неверие, со времени забастовок, проникло и в среду простолюдинов, и ныне ничего нет удивительного встретить молодого крестьянина, который говорит: "Да ты видел Бога? Нет? Значит Его и нет. А Бога выдумали священники из-за своей корысти". Что же, братие, сказать про таких нечестивцев?

Господь сказал: не дадите святая псом, не помещите бисера пред свиньями. Слышите ли? Господь не просто сказал: "не мещите; но сказал не мещите пред свиньями. Значит, всех беззаконников и неверующих уподобил свиньям, потому что они недостойны слышания слова Божия. Это подтверждает и святый апостол Павел, говоря: плотяной человек не приемлет духовных, юродство бо ему есть. И Апостол повелевает не отворять им дверей, потому что они божественного и понять не могут. И как свинья не знает цены жемчугу, так и неверующие не знают, что такое святыня, и попирают ее, и против нее вооружаются. И хорошо сказано про них: "они лицемеры и учатся тому, как напускать на себя кротость перед людьми. А, научившись сему, поносят верующих, клевещут на них и смеются над ними, как над малыми детьми. Поэтому Апостол и пишет к Тимофею: "многие лестью приступают к Вере, и с ними ты будь осторожен; ибо они весьма противятся нашим словам" И еще говорит Писание: "Сыне, да не прельстят тебе мужи нечестивии; радуются бо тии о всех, ихже ненавидит Господь".