Prologue in the Teachings

Земля не рай, а изгнание из рая

(Слово святого Василия о житие суетнем света сего)

Одно из наших заблуждений, братие, заключается в том, что мы нередко воображаем себя как бы бессмертными на земле; думаем, что можем быть счастливы и здесь; гоняемся за земными благами, в них полагаем задачу и цель жизни, на них тратим силы и здоровье, из-за них нередко губим и совесть, и душу. А попечение о едином на потребу считаем, если только считаем, чуть ли не последним из своих дел. Кто мог ослепить нас столь ужасным образом? Скажите, положа руку на сердце: земное может ли вполне удовлетворить нас? Кто здесь может быть истинно счастлив? Кто остается всем довольным - и блажен? Увы, всякий из нас, если глубже вникнет в настоящую жизнь, всякий скажет, что нет здесь ничего надежного, твердого и постоянного, что преходит беспрестанно образ мира сего, и похоть его (1 Кор. 7, 31; 1 Иоан. 2, 17), и в конце концов все изглаживается рукою смерти. А отсюда не должны ли все мы придти к заключению, что, все земное не для нас, что не должны мы по этому и привязываться к нему и что созданы мы вовсе не для этих суетных и скоропреходящих благ и наслаждений, а для жизни вечной?

"Жизнь мира сего, - говорит св. Василий, - многого уныний полна и воздыхания; она ни для кого не беспечальна и исполнена лести и злобы. Одних не вступивших в брак, одолевают скверные похоти, а других вступивших в оный, великие заботы о домашних делах, о воспитании и содержании детей и о жене преследуют; мучают споры с соседями, беспокоят суды и тяжбы. И каждый день свою неприятность приносит, как носящим багряницу и венец, так и одетым в рубища. Ночью, в бодрствовании, не отступает сокрушение о случившемся днем, а во сне прельщения от бесов. Бурному морю подобны человеческие вещи, морю, в котором мы тонем, думая спастись, держась за ничтожную ветку; сами же хуже ветра возмущаем друг друга, и как в водовороте кружимся. Одному предстоит труд землю обрабатывать, другому хочется взять у собрата то, чего ему сам не давал; иной, взявши в доле, должное не отдает; этот никак не может насытиться в своем сребролюбии; сей, потерявши доверенность у людей, нужду терпит. Один скорбит, ничего не имея, а другой, и много имея, также не радуется. Нищего укоряют, а богатому сети расставляют. Обладающие властью страдают от гордости. Многие часто ссорятся между собою; в междоусобиях друг друга убивают, грабят, мучают насилием. Ложь превозносится, любовь удалилась. Истина оставила землю. Хитрость и клевета честью венчаются; лихоимцы управляют градами. И все это на земли собрано".

Так, вот, братие, какова настоящая жизнь, к которой так мы привязаны! Какое может она дать нам счастье? Чем удовлетворит нас? Увы, на каждом шагу видим, что всем нам дает она лишь горе одно: одним больное тело, которое совсем уже не позволяет им наслаждаться тем, чем они обладают; другим несколько благ более, но менее счастья; иным должность, которая подвергает их преследованиям, зависти и беспокойству, ответственности; иным богатство, но при богатстве в семье несчастия... Иным, но что мы говорим: иным? Всем нам в конце концов, вместо ожидаемых плодов сладости и радости, всем приходится жать лишь терние горестей и печалей. Это ли наше назначение? Для этой ли суеты и горя создал нас Господь? Нет, братие, и из одного размышления лишь о том, что все суетно и ничтожно на земле, вы скоро убедитесь, что не земля, а небо есть наше родное отечество, из которого мы изгнаны в эту страну скорбную и чуждую, что есть загробная жизнь, и что в ней лишь одной мы можем найти для себя истинное счастье и покой. Будем же, в виду всего сказанного, более всего заботиться о душе бессмертной, обогащать себя тем, что пойдет с нами в вечность, т.е. делами добрыми, и помнить, что лишь на небе наше блаженство. Аминь.

Какое зло приносит человеку в настоящей жизни грехи против седьмой заповеди Божией

(Слово святого пророка Иеремии о блудниках. Прол. Июня 13)

В церковном слове на 13-е июня между прочим сказано: "бегайте блуда, да не во огнь вечный осуждены будете". Из этих слов видно, что блудники в будущей жизни идут в муку. В будущей жизни; а не терпят ли они мук и в настоящей? Да, братие, терпят и в настоящей. И это мы сейчас покажем вам.

Посмотрите вокруг себя. Вот пред вами молодые люди, предавшиеся грехам нецеломудрия, безвременно блекнут и сохнут и умирают, можно сказать, позорною смертью во цвете лет. Вот многие из блудников носят на себе ужасные следы своих пороков. Как часто мы видим таких, у которых все тело покрыто страшными язвами, от которых идет страшный смрад, ради которого все бегут от них, у которых сгнили носы, у которых лица хуже, чем у прокаженных! Разве это не мука? Нет, мука и мука страшная.

Посмотрите на семейную жизнь блудников: что вы увидите? Муж бежит от жены, а жена от мужа, ссорам и смятениям в блудных семьях нет конца. Друг друга снедают, друг друга раздирают; тут и убийства, тут и самоубийства и нанесения мужем жене или женою мужу страшных ран; тут и раздирающие душу вопли детей; тут и последствия страшной ревности, а после, действия эти очень часто бывают ужасны, вЕДЬ недаром и сказано: жестока, аки ад, ревность. Да, почитайте повнимательнее газеты настоящего времени и вы согласитесь с нами, что блудники и из-за семейной жизни часто тоже испытывают муку и тоже страшную.

А потеря состояния, - разве это не мука? А часто и это бывает. Блудник живет с распутной женщиной, которая его обирает иногда до последней нитки, а жена и дети сидят голодные и холодные. Каково же ему смотреть на них? И тут, конечно, часто сердце у него должно разрываться на части.

Итак, братие, правда, что блудники терпят муки еще и в жизни настоящей. А что за гробом? О, и там не легче будет им! Аще кто, говорит слово Божие, Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 17). Не льстите себе: ни блудницы... ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9-10); но им часть в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Апок. 21, 8).

О, избави, Господи, нас всех от страшного и праведного осуждения на суде Твоем. Аминь.

Тех, которые, находясь в бедствии, не прибегают, для облегчения своей участи, к каким-либо непозволительным средствам, а ищут помощи лишь у Бога, тех Господь от бед избавляет