Prologue in the Teachings

(Слово о купце. Прол. Июня 14)

Знайте, братие, что тех, которые, находясь в бедствии, для облегчения своей участи, не прибегают к каким-либо непозволительным средствам, а ищут помощи лишь у Бога, тех Господь от бед избавляет и являет им особую Свою милость. Это мы сейчас постараемся доказать вам и самым делом.

Некоторый купец плыл с товарами в Африку. Дорогой корабль разбился и потонул. И купец остался ни с чем, Заимодавцы бросили его в темницу. Оставшееся имение все было продано, и купец с женою остались только в том, что на них было. Жена купца стала заниматься поденною работою, от которой кормилась сама и кормила своего мужа.

Однажды, когда она была с мужем своим в темнице, пришел туда, для раздачи милостыни заключенным, некоторый вельможа, пленился необыкновенною красотою жены купца и пригласил ее к себе. Женщина, думая, что он хочет дать ей милостыню, поспешила к нему. Вельможа, узнав об ее положении, сказал ей: "я заплачу за мужа твоего весь долг, только согласись быть моею". Жена отвечала: "господин мой! ты знаешь, что жена не владеет своим телом, но муж ее. Поэтому позволь сначала о твоем предложении мне, сказать мужу". Вельможа согласился, а жена об его предложении сказала мужу. Купец заплакал и сказал жене: отвечай вельможе так: "мы с мужем своего освобождения ради блуда не только не желаем, но и слышать о нем не хотим. Господь все видит и Сам освободит нас". Жена вельможе передала слова мужа. А нужно заметить, что в то время сидел в темнице, ждавший себе смерти, один разбойник. Он слышал разговор между мужем и женой и, воздыхая, сказал: "в какой скорби пребывают здесь в темнице эти муж и жена! Ради освобождения они не хотят купить его ценою блудною и остаются верными Богу. А я что делаю? Я никогда и не помыслил о Боге и повинен многим убийствам." И с этими словами он пригласил к себе купца и его жену и сказал им: "знайте, что я разбойник и много зла и убийств совершил и чрез несколько дней я потеряю на плахе свою голову. Но вот, видя ваше целомудрие, я умилился им и потому после моей смерти прошу исполнить волю мою. В таком-то месте, раскопавши оное, вы найдете золото и все, сколько его есть, возьмите себе, уплатите им долг ваш и помолитесь Господу, чтобы простил меня". Вскоре прибыл начальник города и велел разбойника обезглавить. Муж и жена нашли после его смерти, указанное им золото и уплатили им весь свой долг. Так Господь наградил их за то, что сохранили заповеди Его.

Итак, братие, видите, как Господь любит целомудренных и награждает их! Поэтому и подражайте им в целомудрии. И когда будет у всех вас брак честен и ложе нескверное (Евр. 13, 4), тогда Господь явит и вам Свои милости, и наградит и вас. Аминь.

Неверующим в чудеса

(Память иже во святых отца вашего Иовы, митрополита Московского и всея Poccиu чудотворца)

Во славу Своего имени и для утверждения нас, маловерных, в вере, Господь, по милосердию Своему, и ныне, как во времена отцов наших, творит иногда великие чудеса. Там слышим о чудесных исцелениях, там о свыше ниспосланных чудесных вразумлениях, инде о других чудных знамениях. Так неизреченно милостив к нам Господь! Но Господь то милостив, да мы то часто не умеем ценить Его милости; и не только иногда не ценим, но и пренебрегаем ими мало этого, даже учим пренебрегать ими и других. Вот хоть бы в отношении чудес: как к ним относятся люди века сего, не хотящие знать Бога? Слышат о чуде и не верят ему; и не только сами не верят, но и всем и каждому с насмешкою или со злорадством трубят, что это не чудо, что это обыкновенное, естественное явление, что это очень просто объясняется и т.п. Думаете ли, братие, что подобное неверие, и тем более распространено этого неверия между другими, даром пройдет таким людям? Нет, Бог поругаем не бывает, и они горько поплатятся и за свое неверие, и за свои злохуления.

Однажды, св. Иона, митрополит Московский, исцелил молитвою от смертной болезни дочь великого князя Василия Васильевича. Один человек не поверил чуду и говорил, что великая княжна не молитвою Святого исцелилась, а просто похворала, да и выздоровела. Святитель призвал не верившего и сказал ему: "Чадо, не сомневайся нисколько относительно исцеления княжны; ибо невозможная от человек, возможна суть от Бога. Княжна, сверх чаяния, выздоровела ради веры благочестивых ее родителей". Но хулитель не унимался и еще больше "нача хульная глаголати". Чем же кончилось? Хульник, по попущению Божию, внезапно упал на землю и сделался безгласным, а вскоре "и душу изверже, яко дерзнув похулением искусити Духа Святого".

Наказание страшное! Но не постигает ли таковое и нынешних неверующих хулителей великих дел Божиих? Да, постоянно, братие, постигает. Кто, как не подобные хулители то и дело умирают без покаяния? А разве это не то же, что внезапная смерть? Конечно, то же, даже еще хуже, ибо нераскаянных грешников в будущей жизни ждет другая, несравненно горшая смерти телесной смерть вечная, смерть души, вечное разлучение с Богом, вечный мрак, вечное мучение. Убоимся же, братие, страшного греха неверия. Ибо этот грех, называемый хулою на Духа Святого, есть самый пагубный из всех грехов, и умерший в нем не получит прощения. Аминь.

До какого нравственного совершенства могут довести, себя люди, отрешившиеся от мира

(Слово от Патерика. Прол. Июня 16)

Некоторые из святых Божиих людей, спасавшихся в пустынях, показывают нам собою изумительные примеры самоотречения и духовного совершенства. Кроме Бога они никого и ничего не знали, Бог для них был все, и они жили лишь с Богом и в Боге. Все это видно, например, из следующего.

Преподобный Макарий Великий, однажды, когда был на пути в гору Нитрийскую, был прошен старцами сказать им что-нибудь в их назидание. Макарий отвечал им: "Скажу вам вот что: я не был монахом, но монахов видел. Когда я был, однажды, в Скиту и сидел в своей келии, помысел говорил мне, чтобы я шел во внутреннюю пустыню. Сначала я думал, что этот помысел от бесов; но, потом, успокоившись, пошел и вот пришел я к одному болоту, среди которого был остров и звери пустынные подходили к этому болоту и пили из него. И увидел я с ними двух мужей, совершенно нагих и устрашился, думая, что это духи. Но они, видя меня в страхе, сказали мне: "не бойся, мы такие же люди, как и ты". Я спросил: "откуда же вы пришли в эту пустыню?" "Мы монахи, - отвечали они, - но, согласившись, оставили монастырь, пришли сюда и живем здесь уже тридцать лет". Один из них был из Египта, а другой из Ливии. В свою очередь спросили и они меня: "Скажи нам, как стоит мир, и что в нем делается?" Я сказал, а потом и еще спросил их: "Скажите мне, могу ли я быть монахом?" Они сказали: "если человек не отречется от всего мирского, то монахом быть не может" Я сказал им: "я немощен, и жить, как вы, не могу". "А не можешь, - отвечали они, - так сиди в келии и плачь о своих грехах" Я еще спросил: "когда бывает зима, не страдаете ли вы от холода? И когда бывает лето, не сгораете ли от зноя?" Они сказали: "Бог так нас устроил, что мы, и зимою не знаем зимы, и летом не ощущаем зноя".