Prologue in the Teachings

Что говорит слово церковное в Прологе о богатых, то еще находим и в книге "Нетленная пища". Там читаем: "мы имеем многие примеры, что и самые богатые были чистые люди и Богу угождали... Богат был Авраам и друг Божий наречеся. Богат был Давид, и Бог говорит о нем: обретох Давида, сына Иесеева, мужа по сердцу Моему. Богат Иезекия и на Господа Бога упова. По сей причине и Соломон ублажает богатых. Стяжание, говорит, богатых град тверд; и сыну своему повелевает: Сыне, да будут тебе единому имения, и никтоже чужд причастится тебе" (Нетленная пища, стр. 206 и 207).

Итак, и богатые могут спастись. Но, что они для сего должны делать? Должны, пишется в той же книге, не в рабстве быть у богатства, а в рабстве держать у себя его. Если имеешь богатство, повелевай оным по произволению, и оно пусть тебе повинуется. Говори богатству твоему: "иди, помоги сиротам, борющимся со скудостью; иди в дома нищих, алчущих, напитай их; в дома нагих и одень их; иди к больным и старайся излечить; гряди в скудный храм Божий, и украси его". Тако повелевай имением твоим, и тогда богатство твое будет тебе беспорочно (Нетлин. пища, стр. 214-216). Аминь.

Чего должны особенно остерегаться люди, вступившие на путь спасения

(Слово св. Ефрема о не покоряющихся монасех игумену и братии)

Когда кто-либо решится всецело посвятить себя Богу, то, обыкновенно, после некоторого времени подвигов, что с таковым человеком происходит? Прежде всего он начинает находить необыкновенную сладость в молитве; затем, чем более станет приближаться к Богу, тем глубже начнет сознавать свою прежнюю греховность и раскаиваться в ней. Вот тут-то и нужна крайняя осторожность и осмотрительность. Как только таковой начинающий станет приводить на память свои прежние грехи, начнет их заглаждать подвигами покаяния, молитвы, поста, и т.д., тут сейчас и является дьявол с своими внушениями и кознями. "Так будешь жить, - станет представлять он, - дойдешь до безумия, скоро умрешь" и т.п. И очень часто поддается человек таковым внушениям врага и начинает становиться в своих подвигах все слабее и слабее и, наконец, вовсе падает. Нет, христианин поступать так не должен. Принял на себя подвиг, взял крест, и неси его, и иди с ним до конца: иначе пропадешь.

Св. Ефрем о монахах говорит, например, следующее: "Если какой-либо брат придет в монастырь и не будет внимателен к самому себе, дьявол погубит его непременно. Он начинает внушать ему злые мысли, говоря: "зачем тебе упражняться в добродетели, трудиться и изнемогать, когда воздаяния нет? Разве по своей воле ты пришел в монастырь? Ведь так для тебя обстоятельства сложились и нужда тебя заставила монахом быть, а иначе им бы ты никогда и не был. Не трудись, тебе за это ничего не будет". Такие помыслы внушает дьявол иноку, намереваясь ввести его в отчаяние. И если брат поддается таковым злым наветам врага, то начинает предаваться нерадению и бесстрашию, начинает прекословить и старшим, и младшим, и предаваться излишнему сну. Если же когда что и сделает доброе, то кается, что напрасно сделал это. Часто ропщет, нравственно растлевает себя и губит. Вместо того чтобы постоянно подвизаться в добродетели, он поступает наоборот. Вместо того чтобы размышлять в себе о пользе поста и молитвы, он произносит нелепые слова и, таким образом, удаляется от всякого добра. Он забывает, что только подвигами и трудами человек приобретает себе от Господа вечный покой. "Поэтому, - заключает св. отец, - потщитесь праведно жить, не забывать о покаянии и добрые дела творить без лицемерия".

Что сказано св. отцом о монахах, то должно разуметь о всех, которые, вступив на спасительный путь, скоро опять совращаются с него, следуя внушениям дьявольским. Посему, когда возьметесь за дело спасения, как можно чаще приводите себе на память слова Спасителя: "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия" (Лук. 9, 62), и слова Апостола, что "диавол, яко лев рыкая ходит, искай кого поглотити" (1 Петр. 5, 8), и не забывайте, что он никого не оставляет в покое, всего же более тех, которые вступили на путь добродетели. Помните, что здесь, на земле, мы как бы воины, поставленные на сражение. Будем постоянно иметь наготове оружия, указанные нам в слове Божием и св. отцами и с ним выходить в сретение нашему врагу. Призовем на помощь благодать Божию и мы победим врага. А победивши и оставшись верными Господу до конца, получим ту награду, которую Господь обещает победителям. "Побеждающему, - говорит Он, - дам сести со Мною на престоле Моем" (Апок. 3, 21). Аминь.

О помощи больным

(Слово, яко добро присещати болящия. Прол. Июня 27)

Пятое дело милости телесной есть то, чтобы посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. Насколько эта добродетель имеет высокую цену в очах Божиих видно из того, что на Страшном суде Господь относит ее к Самому Себе и говорит больным помогающим: болен бых, и посетисте Мене. Поэтому, братие, не оставляйте и сего дела милосердия, и Господь наградит вас.

Не ленитесь, говорит слово церковное, навещать больных Господа ради: это дело милосердия есть равно милостыне. Слышите Господа, говорящаго: болен бых, и посетисте Мене. А если кто будет глух к мольбам больного, того молитвы не услышит Господь. Кто же посетит его, тот великую награду от Господа получит, и возлюбит его Бог. Но скажешь: "я нищий не могу ничего принести ему?" В таком случай принеси больному самого себя, то есть явись к нему со словом утешения. С тебя и того довольно будет. И тогда, в страшный день суда, ты услышишь от Господа: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство: яко болен бых, и посетисте Мене.

Так вот, повторяем, не забывайте и сего дела милосердия, и Господь наградит вас. Окажите больному услугу, какую кто может: утешьте его в его скорби, помогите в нужде, дайте совет к уврачеванию тела и души; трудно больного постарайтесь приготовить к христианской кончине, внушая ему искреннее раскаяние в грехах, упование на беспредельную благость и человеколюбие Божие, и расположите его к благоговейному принятию Святых Таин и таинства Елеосвящения. Аминь.

О страннолюбии

(Слово о страннолюбии)