Prologue in the Teachings

Вследствие того, что мы живем так, как будто нам и умирать никогда не надобно, и почти никогда не помышляем о смерти, она большею частью застает нас вовсе неготовыми к ней, "и тогда ужас наш бывает безграничен. Как лишиться имения, титл и достоинств? Как явиться на тот свет с нашими грехами? Как дать в них отчет пред Богом? Так думаем мы, но думаем уже поздно. А сего не было бы, если б мы постоянно думали о смерти. Постоянное размышление о ней удалило бы нас от грехов и вселило ревность к добродетели, а чрез это научило бы встречать смерть не с ужасом, а с радостью.

Блаженный Исихий Хоривит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни, решился исправиться и, для утверждения себя в новой жизни, положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келлии молчальником, вкушал только хлеб и воду, и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хоть пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий, вместо всякого поучения, воскликнул: "простите меня, братие. Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать." И с сими словами предал дух свой Господу. - И подлинно, братие, не может согрешать! "Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши," учит премудрый сын Сирахов (7, 39).

А освободившись по возможности от грехов, само; собою понятно, мы встретим смерть с радостью; ибо она люта только для грешников, а для праведников есть переход из мрака на свет, из темницы на волю, от трудов к покою, из страны чужой в страну родную. Один благочестивый старец достигнув глубокой старости, слег, наконец, на смертный одр. Братия окружили его и горько плакали о разлуке с ним. Старец же, напротив, был полон радости и, открыв глаза свои, тихо улыбнулся; помолчав немного, опять улыбнулся и через несколько минут тишины улыбнулся в третий раз. "Мы плачем, а ты смеешься сказали ему братия. "Да, отвечал старец, смеюсь. И в первый раз я засмеялся тому, что все вы боитесь смерти, в другой потому, что вы не готовы к ней, а в третий потому, что иду от трудов на покой (Пролог Апр. 30).

Итак, братие, если хотите не бояться смерти, постоянно размышляйте о ней. Как воин, который всегда находится в готовности сразиться с неприятелем, не боится его; так и мы, если готовы будем, не убоимся смерти, но с радостью встретим ее. Аминь.

Святые угодники Божии помогают нам в борьбе с демонами

(Слово о святом Андрее юродивом. Пролог Окт. 3)

Для успешной борьбы с демонами и для победы над нами Господь указал два средства: молитву к Богу и пост, как и сказал: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). А еще есть другое какое-либо средство, также облегчающее борьбу с злыми духами, или нет? Знайте, братие, что есть и состоит оно в усердной молитве о помощи к угодникам Божьим.

Когда св. Андрей вступил на подвиг юродства, тогда сатана с такою силою напал на него с подвластными ему бесами, что Андрей думал, что для него настал последний час. И вот, находясь в отчаянном положении, он воскликнул: "Святый Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне!" После этих слов, ударил гром, и послышался голос многих людей. И явился старец с грозными очами, лице которого было почти так же светло, как солнце, явилось и множество людей с ним, одетых в ризы белые. И сказал старец с гневом к бывшим с ним: "затворите врата, чтобы из бесов никто не мог убежать отсюда". И воля старца была исполнена. Затем послышался голос бесовский: "горе нам в час сей, в который мы так обманулись. Грозен Иоанн и жестоко хочет нас мучит". А за этими словами послышались уже и вопли бесовские: "помилуй мя" и "помилуй нас!" Потом скрылись люди, одетые в белые ризы, исчезли также и демоны. Явившийся старец сказал Андрею: "видишь, как я скоро пришел к тебе на помощь, и знай, что я весьма забочусь о тебе. Сам Бог повелел мне вести тебя ко спасению и пещись о тебе. Будь же терпелив и терпи без ропота все. Уже недалеко то время, когда получишь полную свободу и будешь ходить по своей воле везде, где тебе будет угодно". Андрей спросил: "Господин мой, скажи, кто ты? Явившийся отвечал: "я тот, который возлежал на честных персях, Господа". И, сказавши это, скрылся от очей Андрея, который затем прославил явленную ему великую милость Божию.

Итак, братие, кроме молитвы к Богу и поста, есть и еще средство, облегчающее нам борьбу с врагами нашего спасения, и это средство, как видите, заключается в усердной молитве о помощи к угодникам Божьим. Едва только Андрей сказал: "Святый Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне" как тотчас Апостол и явился, и бесы были наказаны и прогнаны. Посему, в виду действительности этого средства, т.е. молитвы к угодникам Божьим, в борьбе с врагами нашего спасения, будем прибегать к этому средству и будем просить св. угодников, чтобы они чаще поражали и изгоняли из нас внутреннего тлетворного змия, и освобождали бы нас от воздвигаемых им на нас искушений и соблазнов и всяких бед и зол, И усердная молитва наша к угодникам Божьим, конечно, не будет тща; ибо они по собственному опыту знают, что борьба с дьяволом тяжела и что она требует для человека высшей помощи. Аминь.

В чем почерпать терпение в скорбях

(Из слова о Андрее, как в видение глагола ему Христос, о юродстве и о вечной жизни)

Для того, чтобы мы чаще помнили, что отечество наше на небесах есть, и меньше привязывались к земному, чтобы приучились к смиренно, чтобы достойным образом приготовились к царству небесному, нам определено идти в царство небесное путем скорбным. В мире скорбни будете (Иоан. 16, 33), учит нас Иисус Христос. И все, хотящие благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3, 12), говорит апостол Павел.

Но чтобы путь скорбный имел цену в очах Божьих, необходимо, чтобы он пройден был с терпением. А где, мы возьмем его? - Во 1-х, в примере Господа Иисуса Христа. Родился Он в убогом вертепе и положен был не в колыбели, а в яслях. Тотчас после рождения искали убить Его, и Он должен был бежать в чуждую, далекую страну. Всю жизнь Он не имел, где приклонить главы. За неисчислимые благодеяния платили Ему одним злом. Насмехались над Ним, поносили, злословили, били, плевали в лицо и, наконец распяли между злодеями.

Второй урок терпения мы можем взять от святых угодников. "Иные из них, говорит апостол Павел, избиени быша, не приемше избавления... Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша. Проидоша в милостях и козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени; ихже не был достоин весь мир, в пустынях скитающиеся и в горах и в вертепах и в пропастях земных" (Евр. 11, 35-38). И все это они переносили с радостью! "Радуюсь во страданиях моих", писал тот - же Апостол (Кол. 1, 24). "Они", сказано об Апостолах после того, как их били в Синедрионе: "идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася бесчестие прияти" (Деян. 5, 41). Опять, сравнивая свои скорби со скорбями святых, увидим, что наши терния -розы и что наши страдания ни в каком случае не могут сравниться со страданиями их. А чрез это малодушие ваше исчезнет, ропот умолкнет и в нас родится дух мужества и терпения.