Prologue in the Teachings

Мы часто, братие, рассуждаем о том, о чем судить вовсе бы не наше дело. Для примера возьмем следующее: умирает человек скоропостижно, не успевши исповедаться и причаститься, мы и начинаем говорить: жил он грешно, умер без покаяния, худо ему на том свете будет!

Кто единственный судия живых и мертвых? Бог. А отсюда, наша загробная участь в чьих единственно руках? Также единственно в руках Божиих. - Следовательно, и из этого ясно открывается, что все наши суждения об участи умерших всегда могут быть ошибочны. Для доказательства этого возьмем хоть бы вот что: кто мог думать, что разбойник, распятый со Христом, прежде святых войдет в рай? Но ведь, однако же, вошел. Кто мог думать, что множество блудниц и других великих, но покаявшихся, грешников впоследствии будут причтены к лику святых и блаженствовать там, - в обителях Отца Небесного? Однако же, причтены и блаженствуют. Следовательно, не наше дело определять место на том свете как скоропостижно умершим, так и другим всем, а пусть определяет им оное Сам Бог.

В городе Селуни, был женский монастырь. Одна из инокинь оного, вышедши некогда из обители, по действу дьявольскому, впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет провождала греховную жизнь. Наконец, пришла в себя, образумилась, пожелала обратиться к Богу, внутренне раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивою жизнью загладить прежние грехи. Но случилось так, что, как только подошла к воротам монастырским, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти один епископ имел следующее видение. Видел он Ангелов, которые приняли душу умершей, и следовавших за ними бесов, споривших с ними за душу ее. Ангелы говорили: "она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно, она наша"; а бесы говорили, что она и последний раз шла в монастырь в лености, следовательно, им принадлежит. Ангелы на это сказали им: "Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божие". Бесы после сего бежали посрамленными.

Что сказать после этого судящим о загробной участи скоропостижно умерших? Скажем вот что: один старец осудил некоего брата, "Прошло несколько времени, и видит старец, что Ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: "вот тот, которого ты судил, умер. Куда велишь теперь отнести душу его: в царство или в муку"? Старец ужаснулся. "Ведь ты судия праведным и грешным, продолжал Ангел; так говори же, что прикажешь о душе сей? Помилуешь что ли ее, или мукам предашь"? Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить себе прощения" (Прол. Сен. 27, л. 89 на об.).

Вот это подлинно с вашей стороны хорошее будет дело; и для вас полезное, и для души умершего спасительное. Аминь.

О том, с каким расположением духа должно идти в церковь, и как вести себя в церкви и по выходе из оной

(Слово о молитве, яко достоит стояти в церкви со страхом. Прол. Июля 15)

Когда, в праздники, звон колокольный призывает нас в церковь, мы обыкновенно говорим: "звонят, значит надо идти". А как идти, с каким расположением духа, как вести себя в церкви и по выходе из оной, о сем мало думаем. А между тем, для нашей души все это дело, дело большой важности. Посему несколько слов от учения святых отцов о нем и скажем.

Когда церковь Божия зовет тебя на молитву, оставь земные дела и взойди на земное небо со тщанием. Иди в церковь с таким расположением духа, с каким Петр и Иоанн шли ко гробу Господню. И когда идешь во святый храм, размысли и о том, не прогневал ли ты кого в каком-нибудь деле и сейчас же гнев изгони из сердца твоего, и тогда благодать Божия осветит твою душу. Не говори: я много согрешил и беззаконствовал и потому не могу припасть к Богу в Его церкви. Не отчаивайся, и, силою Всемогущего Бога, не будешь посрамлен. Когда придешь в церковь, пресвитерам Христовым, проповедникам Его Тайной трапезы, честь воздай. Перед епископами же и пастырями словесных Божиих овец преклони свою голову и припади к ногам их и умоли их, чтобы они дали тебе свое благословение. Вознеси в церкви ум и сердце твои к Богу и страх Его да придет в твое сердце. Стой со смирением, опустивши вниз очи твои, ум же к небу возведи и молись с умилением.

По выходе из церкви, будь ко всем приветлив; утешай печальных; в горе будь терпелив, к нищим щедр и милостив, странников введи в дом твой, будь кроток, не празднословь, отгони от себя гордость и корысть, усердно молись, никого не осуждай и будь, наконец, защитником обидимых и человеком нелицемерным. И поступая так, будешь чадом Евангелия и сыном воскресения и наследником жизни будущей.

Итак, идя в церковь в праздники, идите в нее с рассуждением; войдя в нее, молитесь с умилением и страхом Божиим и смирением; по выходе из церкви, украшайте себя добродетелями и бегайте от грехов. К сему же, прибавим, никогда не пропускайте драгоценного времени, назначенного для общественной молитвы. Приходите сюда все как можно чаще утолять, кроме молитвы, глад духовный и словом Божиим. И живы будете во веки. Аминь.

За послушание и борьбу с леностью человек получает от Бога венцы

(Слово о послушании некоего старца)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, говорит: "подвизайся усердие, не ленися, не унывай, настоит бо ти подвиг, предлежит ти победа. Подвигоположник зрит венцы уготовани, почесть предлежит, слава и наслаждение непременно" (Свят. Дим. ч. 1, л. 420. Изд. 1857 г.). Правда ли, что кто подвизается, не ленится, не унывает, борется с самим собою, тот получает венцы? Да, правду так говорит Святитель, и непреложная истина, что за подвиги, борьбу с леностью, унынием и греховными помыслами человек подлинно венчается. Это мы постараемся доказать самым делом.