Prologue in the Teachings

(Слово святого Афанасия, яко мнози праведнии злою смертию умирают, а грешний праведною)

Смерть безостановочно делает свое дело и беспощадно, на каждом шагу, косит и богатого, и бедного, и праведного, и грешного. Но постигает она не всех одинаково: один умирает спокойно, другой в страшных мучениях; один после продолжительной болезни, а другой внезапно. Тут мы часто и приходим в недоумение. Иной раз, видишь, и грешник умирает спокойно и погребается честно; а иной раз и благочестивый отходит внезапною или тяжкою смертью и погребается бедно. Мы и думаем: за что же грешнику дана хорошая смерть и честное погребение? И за что благочестивый так бесславно умер и погребен убожески? Как решить эти вопросы?

Один инок, пришедши в город, чтобы продать свое рукоделье, видел погребение некоторого злого вельможи и удивлялся тому, что беззаконника провожали с великою честью церковною и гражданскою. Еще более поразило его то зрелище, какое он увидел, возвратись в пустыню: благочестивый старец, наставник его, лежал растерзанный гиеною. "Господи, взывал осиротевший пустынник, почему это злой вельможа сподобился столь славной смерти, а этот святой муж растерзан зверем"? Плачущему явился Ангел и сказал: "не плачь по твоем учителе. Злой вельможа имел одно доброе дело и за то сподобился честного погребения; но награда его только здесь, а там ожидает его казнь за все злые дела его. Напротив, твой наставник, хотя во всем угоден был Богу, однако, у него был один порок, от которого он и очищен злою смертно (Прол. Июля 21).

Итак, нечего нам много рассуждать о том, отчего так праведник умер и отчего иным, лучшим его, образом умер Грешник. Будем помнить, во 1-х то, что пути Божий неисповедимы, а во 2-х, что главное дело не в смерти человека и погребении его состоит, а в том, что его ожидает по смерти. Ведь и приточный богач тоже, конечно, богато погребен был, а Лазарь бедно. Но что из этого? Первый, сказано, пошел во ад в муку, а второй унесен был Ангелами на лоно Авраама. Значит, наше дело, по отношению к умершим, не судить, кто как из них умер, а в том состоит, чтобы молиться за них. Бог лучше нас знает, кому какую смерть послать, и что кому и по смерти воздать. Когда же мы судим об этом последнем, то тем вмешиваемся в распоряжения Господни и грешим. Да не будет же подобных бесполезных суждений об умерших между нами впредь, а пусть горячая молитва наша сопровождает каждого из них в загробный мир. Аминь.

О терпении

(Слово от старчества)

Святый апостол Иаков пишет: блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, примет венец жизни (Иак. 1, 12). Итак, по Апостолу, за терпение ждут нас венцы. Но чем убедиться в этом? Думаем, что лучше всего примерами. А потому истину слов Апостола и покажем одним из них.

Одному старцу были показаны места, где по смерти покоятся святые. И вот, в одном чудном месте он увидал некоего мужа и спросил: чем ты занимался в мире? "Я, отвечал сей, был работником у одного злого человека, терпел от него до конца, платы не получал, а делал он мне одно только зло. За это, после смерти, сюда и принесли меня". Потом старец увидал другого человека, также в чудном и славном месте, и этого спросил: чем он заслужил сие? Этот отвечал: "я был прокаженным и с благодарностью, даже до конца, перенес свою болезнь, и за это, после смерти, получил место сие". Наконец, старец, увидел третьего мужа, но не в столь славном месте, и этого спросил: за что он здесь? Сей сказал: "я долгое время был монахом и постоянно трудился для спасения своей души; впоследствии сделали меня Епископом".

Итак, несомненно, что за терпение, в будущей жизни, ждут нас венцы, а равно и то, что все скорби века сего, перенесенные без ропота, заменятся радостями нескончаемыми. "Будем же непрестанно помнить, что если будем терпеливы, то придет время, когда Господь отрет все слезы с наших очей (Апок. 7, 17), и что если постраждем с Ним в сей жизни, то с Ним и прославимся в будущей, что здесь скорбь минутная, а там за нее ожидает претерпевших до конца блаженство вечное; что здесь темница, а там свобода, здесь мрак, а там свет, здесь страна чуждая, а там страна родная". Претерпевай же мужественна, говорит свят. Димитрий, во временной сей жизни всякие скорби, яко на во грядущем веке вечно о сем возрадуешься (ч. 1, л. 409). Претерпи доблественне вся находящая искушения, яко да внидеши в покой, и венцем нетления венчаешься. Пребуди всегда в неизменном терпении... и тем проженеши бесы, угасиши гееннский пламень, укротиши страсти всеконечно, муки и горести избудеши, и жизнь вечную получиши, к тому и присносущных благ сподобишися о Христе Иисусе. Господе нашем - (Там же, л. 413). Аминь.

Кто из иноков самонадеян и без позволения игумена оставляет свой монастырь, тот впадает в смертные грехи

(Слово от Патерика о черноризце, впадшем в любодеяние. Прол. Июля 22)

Некоторые из иноков, будучи самонадеянными, думают, что они всегда сами собою могут быть свободными от того или иного греха, без позволения игумена оставляют свой монастырь и идут из него, куда глаза глядят. Это, братие, очень нехорошо. Знайте, что таких людей, за их самонадеянность и непослушание, дьявол особенно преследует и ввергает даже иногда и в смертные грехи.

Однажды некоторый старец, живший в скиту, сильно заболел. Братия стали ухаживать за ним. Видя, что он беспокоит монахов, старец сказал себе: "чтобы не беспокоить братию, уйду в Египет". Авва Моисей стал отклонять его от ухода и говорил: "Не уходи, в смертный грех впадешь!" Старец опечалился этими словами Моисея и отвечал: "что ты, авва? тебе ли говорить это? Ведь у меня все тело омертвело, и я умер миру!" И с этими словами ушел в Египет. Там, между прочим, была одна дева христианка, которая ему служила. Однажды она заболела, и старец исцелил ее. Но враг не дремал. Старец соблазнился девицей и пал с нею. Она стала непраздна. Народ, заметив это, говорил ей: "от кого у тебя это?" "От старца", отвечала она, но ей не поверили. Старец же сам сознался в грехе и прибавил: "имеющего родиться ребенка вы сохраните и его не трогайте". Родившееся дитя, по его слову, было вскормлено и сохранено. Чрез никоторое же время, когда в скиту был праздник, старец с ребенком на руках, пришел туда и воскликнул: "вот смотрите: плод моего преслушания; вот до чего, в преклонном возрасте, оно довело меня! Дитя, которое вы видите, это чадо моего непослушания! Но молитесь за меня Господу!" Возвратясь же в келью, он стал горячо молиться Богу о прощении ему греха его.

Итак, иноки, не будьте самонадеянны, никогда не выходите из послушания игумену и никогда не говорите: "Я умер миру и свободен от греха!" Видите, до чего доводят самонадеянность и непослушание? Много лет прожил старец в монастыре, жил так, что получил дар исцеления, а чем кончилось? Позором перед людьми, смертными грехами перед Богом. В один миг, можно сказать, все потеряно: и пост, и бдения, и поклоны, и, может быть, и слезы молитвенные! Каково это? А между тем удивительного тут ничего нет. Ибо трудно взбираться на гору, а пасть с нее ничего не значит. Трудно приобрести сокровище, а потерять оное опять ничего не стоит; трудно, наконец, подвигом добрым подвизаться, а потонуть в грехах можно весьма легко и скоро. Помните это и от самонадеянности и непослушания бегите как от змия в пустыне или как от губительной заразы. Аминь.