Prologue in the Teachings

Какими добродетелями должен украшать себя инок, чтобы научиться распинать плоть свою со страстями и похотями

(Слово святого Нила о добродетелях телесных. Прол. Авг. 5)

Апостол говорит: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Что заповедует Апостол нам этими словами? Заповедует нам, братие, а наипаче вам, иноки, бесстрастие, т.е, что мы для того, чтобы достигнуть нравственного совершенства, должны бороться с самими собою и самих себя побуждать. Как достигнуть сего?

Святый Нил говорит: "Добродетели, приводящие человека к бесстрастие, следующие: воздержание, пост, молитва, жажда, бдение, всенощное стояние, частые коленопреклонения, удаление от всякой роскоши; строгая умеренность в пищи, питие одной воды, спание на земле, нищета, нестяжание, смирение, трудолюбие, молчание, занятие рукоделием, всякое злострадание, борьба с плотью и удаление себя от всего того, что соблазняет, и все это еще нужно дополнять особым смирением и благодарением Богу.

Вот добродетели, указываемые святым Нилом для достижения нами, и особенно иноками, бесстрастия. Что прибавить к сему? По нашему мнению, нужно еще иметь и постоянную брань с дьяволом и чтобы достигнуть победы над ним прилежать и к трудолюбию. Как котел, - говорит преподобный Пимен Великий, - когда кипит, тогда ни муха, ни другое какое-либо насекомое не смеют прикоснуться к нему; так и к иноку, к деланию монашескому прилежащему, враг рода человеческого не смеет приступить; кто же живет в небрежении и лености, того низлагает он без всякого труда (Чет.Мин. Авг. 27). Так, иноки, трудом, молитвами, благими помыслами, смирением, борьбою с плотью и особенно страхом Божьим достигайте бесстрастия и, достигши его, будете сопричислены к тем рабам Христовым, иже плоть свою распята со страстьми и похотьми. Аминь.

Для чего Господь во время преображения явил пред учениками славу Свою

(Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина, слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)

Известно, что Господь, во время земной жизни Своей, однажды взял с Собою троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на гору Фавор, и там, преобразившись, явил пред ними славу Свою. Во время молитвы, лицо Его просияло, как солнце, одежда Его сделалась белою, как снег, Ему явились во славе Моисей и Илия, и наконец, светлое облако покрыло Апостолов, и из облака послышался голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (Мф. 17, 5).

Не желаете ли знать, братие, для чего Господь преобразился именно пред учениками Своими и для чего явил им славу Свою? Если желаете, то выслушайте со вниманием, как решаешь этот вопрос преподобный отец наш Ефрем Сирин.

"Своим преображением, говорит он, Господь показал ученикам, как хочет придти в день последний во славе Божества Своего и во плоти Своего человечества. Он возвел их на гору, чтобы показать кто Сын и чей? Ибо, когда спрашивал их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческого? Они отвечали Ему: овии Илию, друзии же Иеремию или единаго от Пророк. Сего ради и возводит их на гору и показывает, что Он не Илия, но Бог Илиин; и не Иеремия, но освятивший Иеремию от чрева матери, и что Он и не один из Пророков, но Господь Пророков, и есть посылавший их проповедовать. И еще показывает им, что Он есть Творец неба и земли и Господь живых и мертвых. Ибо повелел небу и свел Илию; повелел земле и восставил Моисея. И возвел на гору учеников, чтобы показать им, что Он есть Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца, и впоследствии от Девы воплотившийся, родившийся неизреченно и соблюдший нетленным девство родившей, и что где хочет Бог, там побуждаются законы естества... Возвел учеников на гору, чтобы явить им славу Божества и показать им, что Он есть имеющий избавить Израиля, что и показал чрез Пророков, и показал ученикам славу Свою, чтобы не соблазнились о Нем, когда увидят Его вольные страдания, которые ХОТЕЛ принять Своим человечеством. Видели Его как человека и не знали, что Бог есть. Знали Его, как сына Марий, дак человека, живущего с ними в мере. И Он показал им на горе, что Он есть Сын Божий и Бог. Видели Его, что Он ел и пил, и трудился и отдыхал, и спал, и страшился, - и проливал пот, что было несвойственно Божеству Его, а человечеству. И потому и возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Сына и явил им, что Он Сын Его есть воистину и Бог. Возвел учеников Своих на гору и показал им царство Свое прежде смерти Своей, и силу и славу Свою прежде страданий, и честь Свою прежде бесчестия Своего для того, чтобы, когда взят будет и распнется, поняли, что не по неволи Он распят будет, но ради любви Своей, для спасения мира. Возвел учеников на гору и показал им славу прежде воскресения Своего, для того, чтобы, когда воскреснет из мертвых, уразумели все славу Божества Его, и что не через труды Он принял славу, как проситель, но была слава Его прежде веков со Отцом и Святым Духом, как и говорил Он, идя на вольную страсть: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть. Ту славу Божества Своего, неведомую в человечестве Его, показал совершенно на горе; ибо видели лице Его, как молнию сияющую, и ризы Его белы, как снег.

Итак, для того Господь преобразился пред учениками Своими, чтобы показать им, как хочет придти Он в день последний, чтобы не соблазнились о Нем, когда увидят Его вольные страдания, и чтобы уверить, что Он есть воистину Сын Божий и Бог. Но, братие, Своим преображением не показал ли Господь и Апостолам, и всем нам еще и то, что истинное счастье - блаженство наше не на земли, а на небе, и что все, мы призваны к наследию не земного, а небесного царства? Конечно, так! ибо на это отчасти указывают и Моисей и Илия, явившиеся во славе, а с другой стороны и св. апостол Павел, который говорит, что уничиженное тело наше Господь преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Наше житие на небесех есть, учит он, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его (Фил. 3, 20-21). А если так, то и оставим пристрастие к земле, привязанность к тленным благам: будем помнить, что царство Божие не от мира сего (Ин. 18, 36) и что мы должны горняя мудрствовать, а не земная (Кол. 3, 2). А помня о сем, будем и молить Господа, чтобы Он Сам всесильною Своей благодатью помог нам в этом, и обратил все наше желание к небесному и возвысил всю нашу душу к горнему; чтобы истребил в нас всякую плотскую страсть и умертвил всякую нашу привязанность к земле. Да, братие, подлинно, что нам в этой земле? Она чужая нам сторона. Небо наше родное отечество. О, там так светло, так отрадно, там такие чудные красоты, там такое восхитительное пение! Туда, поэтому, и стремиться будем. Аминь.

И несчастия полезны

(Слово святаго Иоанна Златоустаго, яко потребны суть напасти, и яко не присно нам бес злобы виновен бывает)

В бедствиях, постигающих вас, и неприятностях, встречающихся с нами, мы привыкли, братие, видеть одно лишь зло и не хотим знать, что они часто могут быть полезны для нас и спасительны. А это последнее знать нам не мешало бы, ибо, тогда, во 1-х, мы не предавались бы в них безнадежной скорби, малодушию и унынию; во 2-х, мужественно бы боролись с ними и, в 3-х, пожалуй, и принимали бы их без ропота, а с благодарностью к Богу. Скажете: да какое же добро может заключаться в бедствиях, и какая может быть польза от них, и каким образом они могут быть спасительны нам? На все это ответы мы дадим вам, братие, но только, для большего убеждения вашего, не от своих слов, а от слов вселенского учителя... Надеемся, вы поверите ему более, нежели нам. Что же говорит он? Вот что: "повелел Фараон бросать в реку младенцев; но если бы этого не было, то не был бы сохранен Моисей и в царских палатах не был бы воспитан. И когда он жил в роскоши не был в почете, а когда был изгнан в чести стал... Некогда грозил ему Еврей и говорил: "не хочешь ли ты и меня убить?" И это было ему на пользу; ибо вело его к тому, чтобы зрел в пустыни видение... и стать после того известным. И чем более восставали против него Иудеи, ТЕМ более, чрез это, он прославлялся. Также было и с Аароном; и когда восстали против него, тем более принесли ему славы. После этого и первосвященническая возложена на него одежда и кидар (род митры) на голову его и прочее все по достоинству его, чтобы не сомневались более в его Божественном избрании. Три отрока были брошены в печь и сего ради прославлены. Даниил ввержен в ров и по выходе из него, стал славнейшим. Итак, видишь ли? Великие напасти и здесь служат на пользу, не говоря уже о жизни будущей. Но, скорби и испытания; продолжает вселенский учитель, полезны и с другой стороны.