Prologue in the Teachings

К вам, богатые, будет слово наше и вот что мы находим нужным сказать вам. Господь учит: трудно богатому войти в царство небесное; удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие (Мф. 19, 23-24). Итак, по слову Господа, вам, как видите, трудно спастись. Но как же быть? Ведь если и трудно, а спасаться-то все-таки надо; ведь вы христиане. Что же вам нужно для того, чтобы победить все препятствия на пути в царство небесное и наравне с другими, добре пожившими, христианин восхитить венцы? Что нужно для этого вам делать, вот о сем-то мы и намерены сказать вам.

Слово церковное, на 26-й день ноября, о том, что нужно делать богатому для того, чтобы спастись, говорит следующее. "Омывай, учит оно богатого, грехи свои в мимотекущей воде т.е. в проходящих мимо ворот нищих; в тех, которые просят у тебя хлеба и воды, одежды, покоя и омовения. Возьми к себе и, введши в дом свой, посади, накорми, напой и обогрей. Поступай так по силе твоей, а Бог воздаст тебе за это сторицею, как Сам неложно и обещал. Ты сей, а Он возрастит... Если здесь скоро не получишь воздаяния за свое добро, то получишь все-таки тогда, когда от сего суетного мира перейдешь в тот светлый и вечный град, который именуется вышним Иерусалимом... Держи богатство, которое тебе Бог дал, но не будь жадным... Не говори: "это имение мое; " но говори, что оно поручено тебе на малое число дней, и порученное тебе раздавай, как заповедует тебе поручивший, т.е. Бог... Поступай так и покупай милостынею светлые палаты небесные. И если купишь и самую меньшую из них, то и таковой цена будет дороже богатств всего Мира. Помни, что и милостынею покупается царство небесное, если только таковая раздается от чистого сердца... Таковой милостыни старайся прилежать, и пусть милосердие непрестанно будет с тобою. "И когда так будешь поступать, тогда никакой враг не поборет тебя, видя, что ты носишь на себе печать Царя Небесного".

Из этого слова вы должны понять, богатые, что для того, чтобы спастись, вам прежде всего должно быть милостивыми к бедным. И так должно быть непременно: ибо, так учит слово церковное, так же учат и слово Божие, и святые отцы. Что сказал Господь богатому юноше? Сказал: "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф. 19, 21). Святые же отцы учат так: "кто раздает свое богатство бедным, говорит Григорий Назианзин, тот употребляет оное в пользу души своей" (Нетленная пища, стр. 216). "Дал богатый алчущему, "учит Василий Великий: "о своей пользе постарался; ибо что ты дал, с избытком получишь" (на богатящихся). К этому, нам кажется, относительно пользы милостыни для вас, богатые, прибавлять нечего. Будите же милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. 6, 36), и спасение ваше будет обеспечено. Аминь.

Против злословия

(Слово, да не осуждаем монахов)

В церковном слове, на 27-й день ноября, о злословии, между прочим пишется следующее: "многие из безумных, сказано там, безрассудно злословят монахов. Когда видят одного из них согрешающим, говорят, что так Господь не велел, а сами между тем тьмами согрешают и насилуют других и грабят. И если видят кого-либо сладкую снедь вкушающего, начинают еще больше злословить; а сами пьянствуют каждый день и тем вечный огонь себе собирают" Слыша сие, очень может быть многие и спросят: для чего же ты привел нам слово сие, и что из оного явствует?

На это мы ответим вам вот что: для того мы привели вам слово церковное, чтобы вы из него поняли то, что кто злословит другого, тот сам почти всегда бывает худым человеком, и сам почти всегда в десять раз бывает хуже злословимого им. Вас удивляет это? Не удивляйтесь. Выслушайте, что говорит о злоречивых преподобный Ефрем Сирин, и вы убедитесь в истине слов наших. "Кто услаждается, говорит Преподобный, злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других. Ибо кто злословит другого, тот сам себя осуждает. Он человек плотский, запутавшийся в сетях мира. В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество; поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердным. А кто всегда имеет в себе страх Божий, и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других. Поэтому подлинно стоит слез и плача, кто приучил себя к злоречию. И что этого ненавистнее? Почему и святый Апостол, запрещая дела порочные, причисляет к творящим их и злоречивого: ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10) (Твор. Ефрем. Сир. ч. 1, стр. 27). Итак, братие, правду мы сказали, что кто злословит другого, тот сам почти всегда бывает худым человеком, и сам почти всегда в десять раз бывает хуже злословимого им. Поэтому, когда придет на ум лукавая мысль сказать что-нибудь худое про ближнего, сейчас же и скажите самим себе: "это потому дьявол влагает мне такую мысль, чтобы, чрез приведение ее в дело, сделать самого меня злым, безжалостным, худшим против того, кого я хочу злословить, и погубить меня". И когда так помыслите, злая мысль злословить ближнего отойдет от вас, и вы удержите язык свой от зла. А для того, чтобы и навсегда покончить с грехом злоречия, выслушайте в заключение и еще последнее слово вышеупомянутого преподобного отца нашего Ефрема Сирина. "Блажен, "говорил он: "и троекратно блажен, кто не повредил языка своего злословием других, кто языком не осквернил сердца, но разумеет, что все мы состоим под наказанием, и не услаждается злословием других, но раздражен против этой страсти. Ибо кто не злословит другого, тот соблюл себя неукоризненным. Ему не было преткновения, и совесть его не осквернена. Кто бегает злоречивого духа, тот соблюл себя от сближения с людьми злыми и победил полчища бесов. Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадываемое сокровище. Кто не склонен к злословию других, тот избег братоубийства, того другие не будут злословить. Кто не уловлен духом злоречия, тот истинно познал, что сам он человек плотяный, и соблюл себя незапятнанным Кто не в сообществе со злоречивыми, тот водворится с Ангелами. Кто не отравил ушей и языка злоречием, тот исполнен врачевством любви. Кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святого Духа. Посему истинно блажен, и еще скажу, блажен, кто соблюл себя от злоречия" (Твор. Св. Ефр. Сир. ч. 1, стр. 26-27). Аминь.

Праздник Знамения Пресвятой Богородицы

(Воспоминание бывшего знамения и чудесе от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, яже в Великом Новгороде)

Сегодня у нас праздник Знамения Пресвятой Богородицы. Откуда он получил начало и какая история его? Выслушайте о сем, братие, в ваше назидание.

В 1170 году князь Андрей Суздальский, негодуя на Новгородцев, собрав большое войско, послал с ним на Новгород сына своего Романа. С Андреем еще соединились князь Мстислав и других семьдесят князей и вместе с огромными силами приступили к Новгороду. Новгородцы, не видя ни откуда помощи, всю надежду возложили лишь на Господа Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь, и, наскоро устроивши вокруг города укрепления, стали ожидать врагов. Последние не замедлили придти и, в продолжение трех дней, со всех сторон все более окружали город. Но, вот, в третью ночь осады, Господь явил Свое милосердие осажденным. Когда архиепископ Иоанн молился об избавлении города пред образом Спасителя, вдруг слышит голос: "поди в церковь Иисуса Христа, что на Ильинской улице, и возьми там образ Пресвятой Богородицы; поставь его на городские стены против врагов и узришь спасение городу". Утром архиепископ о бывшем к нему голосе рассказал всему освященному собору и народу, и все прославили Бога. Затем святитель вошел в церковь, пал на колена пред образом Богоматери и стал молиться о заступлении от врагов. Во время молитвы его, образ сам подвигся со своего места, и все в умилении воскликнули: "Господи, помилуй!" Святитель, взяв икону, передал ее диаконам и велел нести ее на городские стены, а сам с клиром и народом следовал за нею. Когда же икона была поставлена на указанное место и обращена лицом против врагов, то они еще более озлобились и пустили в осажденных тысячи стрел. Но в это время, о, чудо! вдруг икона обращается лицом к городу, и на глазах Богоматери появляются слезы. И разгневался Господь на сопротивных, и покрыла их тьма, и стали поражать друг друга. Новгородцы, видя сие, вышли из города и избили врагов. Новгород был спасен. Теперь вы знаете, братие, событие праздника, и остается нам лишь взять от него назидание. Какое же возьмем от него? То, братие, чтобы мы, прежде всего воспоминали о великих благодеяниях Божьей Матери, явленных нашему отечеству, и благодарили Ее, Заступницу нашу, за оные. Затем, воспоминая об этих благодеяниях, не забывали бы и того, что заступление Царицею Небесною нашей родины было плодом живой веры наших предков, их добрых нравов, их пламенных молитв и горячей любви к своей родине. А в заключение, само собою открывается для нас, из всего сказанного, последнее назидание и то, чтобы мы подражали сколько можно более и постояннее усердию к вере, благочестивых предков наших, их чистоте нравов и простоте жизни, а, наконец, и их безграничному самоотвержению там, где, шло дело об опасности Церкви и отечества. Аминь.

ДЕКАБРЬ

Из жизни Филарета Милостивого

(Память Св. Филарета Милостивого)