Prologue in the Teachings

Некоторый недужный старец пришел к преподобному Лоту в пустыню и умолял, чтобы сей позволил ему пожить у него... Лот согласился, принял старца и упокоил его. И так как к Лоту, с целью принять наставление, приходило много народу, то он, желая несколько облегчить себя, стал некоторых отсылать к своему гостю. Последний же, вместо того, чтобы обращать присылаемых к нему на путь истинный, только совращал с оного, внушая им некоторые из заблуждений Оригеновых. Узнал об этом Лот и смутился. "Что, подумал он, теперь скажут про нас отцы? Ведь они будут думать, что и мы таковы же, как пришлец. А изгнать его боюсь, чтобы не прогневать Бога" И вот Лот пошел за советом к авве Арсению. Выслушав о старце, Арсений сказал: "гнать его не гони, но вот что скажи ему: если хочешь пользоваться моим гостеприимством, пользуйся, сколько хочешь, но в грех других не вводи. И тогда гость твой или бросит свои заблуждения, или сам уйдет от тебя; а ты и в том и в другом случае будешь прав". Лот поступил по совету Арсения и передал слова его старцу. Сей, выслушавши их, оставить свои заблуждения не захотел и тотчас решился оставить Лота. Авва отпустил гостя с любовью.

Итак, если бы и кому-нибудь из вас пришлось быть на месте Лота, то и вам, пожалуй, можно будет поступить как он. Если беспокойные гости ваши примут ваши вразумления - хорошо; если не примут, то конечно, скорее всего, сами оставят вас. Ваша же совесть чистою останется. Аминь.

Против сребролю6ия

(Слово о черноризце, его же изъят блаженный Андрей от дьявола)

К числу смертных грехов относится грех любостяжания, или сребролюбия. Не правда ли, что сребролюбец для удовлетворения своей страсти часто готов бывает жертвовать всем: и любовью к Богу и ближним, и своим добрым именем, и честью, и совестью. Выслушайте, какому осуждению и каким духовным бедствиям сребролюбие подвергает человека.

Св. Андрей, Христа ради юродивый, бывши однажды в Царьграде на торжище, встретил инока, вокруг шеи которого обвился страшный змий. Инок этот был человек, многими добродетелями украшенный, но к несчастью скуп и сребролюбив. Многие, зная его за святого, давали ему золото для раздачи бедным; он же это золото клал в свою сокровищницу. Видя его во власти дьявола, Андрей сжалился над ним и подошел к нему. Монах же, думая, что это один из нищих, сказал Андрею: "Бог да помилует тебя брат; подать же мне тебе нечего". Отошедши от него на несколько шагов, Андрей был удивлен, заметив, что над головою, инока на воздухе были начертаны слова: "змий сребролюбия - корень всякому беззаконию". Но он ещё более удивился, когда, оглянувшись назад, увидал Ангела и беса, спорящих за душу инока,. Дьявол доказывал, что монах, как сребролюбец и потому идолослужитель, принадлежит ему, а Ангел, указывая на многие из добродетелей старца, утверждал, что он достоин милости Божьей. Продолжительный спор их был решен свыше: голос с неба сказал Ангелу: "ты не имеешь части в нем, ибо только милостивые получают от Меня прощение и наследуют обители небесные". После сего Ангел тот-ас оставил инока. Сострадательный Андрей, скорбя о погибели его, решился, во что бы ни стало вырвать его из челюстей змия. Для этого он нарочно встретился с иноком в уединенном месте и, взяв его правую руку, сказал: "раб Божий, выслушай без гнева раба твоего. Скажи, за что ты, бывший друг Божий, стал другом дьявола? Объясни, почему ты, имевший крылья серафима и взор светлый, как молния, сделался столь темнообразен? Поведай, чем ты довел себя до такой погибели? Не тем ли, что порабощаешь себя бесу сребролюбия? Подумай же, к чему тебе твое золото, которое по смерти достанется твоим врагам? К чему удерживаешь его от скудости, когда другие и алчут и жаждут, и зимою умирают от холода вокруг тебя, а ты, зря на свое золото, веселишься? Это ли стези покаяния? Это ли обет иноческий? Се, ныне или завтра кончается жизнь наша, а что мы уготовали, кому будут (Лук. 12, 20)? Вот твой Ангел-Хранитель, удалившись от тебя, плачет; вот страшный змий сребролюбия обвился вокруг твоей шеи; наконец и Сам Бог, как я слышал, отвергнул тебя! Образумься и взгляни, кто это?" И с этими словами показал ему дьявола, который, не смея ради Андрея близко подойти к иноку, стоя вдали, свирепо глядел на него. Пораженный видением и словами Андрея, инок раскаялся и тут же от всего сердца дал обещание бросить сребролюбие и быть милостивым. И заметьте, как скор на милость Господь к истинно обращающимся к Нему. Тотчас по раскаянии старца змий с его выи исчез, другой бес, стоявший вдали, также стал невидим, и к раскаявшемуся снова приступил его Ангел-Хранитель. С того времени инок действительно исправился, скупость заменил щедростью и стал нескудно раздавать золото убогим, постоянно благодаря Бога и Его угодника св. Андрея за свое обращение от греха к добродетели.

Избегайте, братие, сребролюбия, которое есть корень всякому беззаконию. Иначе горе вам будет, когда услышите голос: Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут (Лук. 12, 20)? Аминь.

Любовь выше поста

(Слово, яко странноприимство более есть пред Богом постного и пустынного жития)

Как ни хороши различные добродетели, которыми человек угождает Богу, но любовь побеждает все. Хорошо, конечно, и молиться, и поститься, и не осуждать и смиренным быть и прочими добродетелями христианскими украшаться; но любить Бога больше всего и эту любовь выражать в любви к ближним, выше и дороже всего. Вот, например, как это последнее наглядно, так сказать, оправдалось при встрече друг с другом двух святых.

Был некто старец в Сирии, который жил при дороге, ведшей в пустыню. Он постоянно сидел при пути и как только видел нищего или инока из пустыни идущих, тотчас с радостью приглашал к себе, успокаивал, насыщал и напоял. И вот, раз приходит к нему один отшельник. Старец по обычаю предлагает ему пищи; но тот не вкушает, отговариваясь тем, что он держит пост. Сколько ни умолял его старец вкусить брашна, отшельник остался непреклонен. Тогда старец сказал ему: "пусть же Сам Бог решит между нами, что выше: твой пост или моя любовь? Вот здесь есть дерево: помолимся, чтобы оно поклонилось или ко мне, или к тебе. Если к тебе поклонится, будем знать, что пост выше любви; если ко мне, то значит любовь выше поста". Отшельник согласился и, преклонив колена, стал молиться. Дерево осталось неподвижным. Помолился старец страннолюбец, и оно тотчас наклонилось к нему. Оба прославили Бога.

Итак, братие, украшайтесь и всеми вообще добродетелями христианскими, любовью же наипаче. Она есть основание всего закона христианского, и без нее даже и самая вера, есть не действующая и мертвая и потому не может привести к жизни вечной, как и сказано: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20. 26). Любовь настолько велика, что и Сам Бог именуется ею: Бог любы есть, говорит возлюбленный ученик Христов, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Иоан. 4, 16). Помните же это и любви божественной наипаче всего держитесь. Аминь.

Должно делать добро ближним, по возможности, тайно

(Сказание о трех девицах)