Послания. Книга III

Так будем терпеть, брат, заключение за Господа, огорчение, притеснение, в награду за которые тебе воссияет вечная радость в бесконечной жизни. И теперь уже Ангел всюду сопровождает тебя, став твоим сожителем, одобряют тебя знакомые, восхваляют все православные. Все тебе содействует во благо и будет содействовать, если ты будешь стремиться пройти силою Христовой свой путь до конца. Сообщи мне о себе письменно и ты, брат, если сможешь, не забывая молиться за меня, ибо я более всякого другого грешен.

Послание 113(301). Торговцу воском

В эти дни приветствие или простое обращение к изгнанным за Христа служит сильным доказательством дружбы и благочестия. А посылки с дарами - это признак величайшей преданности и ревности по Богу. Таков мой возлюбленный господин в отношении к моему смирению. Твои посылки - для меня приятные источники света, они - знаки твоей душевной чистоты и светлого, православного образа мыслей. Ведь теперь, как видишь, церковный корабль охвачен тьмой и бурей, которая поглощает не тела, - что было бы еще не так страшно, - а потерпевшие крушение бессмертные души. О, ужасное бедствие! Не видно поблизости ни маяка, ни пристани.

Поэтому направляя ладью своей жизни по-православному, остерегайся, возлюбленный, чтобы тебя не объяла еретическая буря, - возводи взоры к небу, откуда и ожидаем Спасителя Господа Славы, Которого иудействующие осмеливаются бесчестить чрез поругание Его иконы.

Таково в ответ на твою любовь наше малое приветствие к твоей любезной честности, с нашей грешной молитвой, кроме которой у нас нечем воздать вам.

Послание 114(302). Льву, торговцу ароматами

Пишу тебе и как человеку Божию, и как искреннему другу и благочестивому мужу, и горячему ревнителю Православия. Ты видишь, друг, каково настоящее положение вещей, какой сильный огонь охватил Церковь Божию, - конечно, разгоревшись от прежней подтопки. Нас изъело пламя прелюбодеяния [1], поразила нас стрела прелюбодейной связи, - я разумею совершившиеся из-за них преследования и заключения, наказания, изгнания и бедствия; не без основания я прибавил бы и бывшее до этого дело симониан и по поводу симониан. Ведь Церкви Божией не свойственно мстить за себя бичеваниями, изгнаниями и темницею. Кроме того, я хочу сказать о деле павликиан [2] и их преследовании: ведь церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом. Ибо, - говорит Писание, - все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф.26:52). Но поскольку все эти средства были применены, как будто из недр ада вспыхнул столп зла, - эта христоборная ересь, губящая всех. О, ужас! И теперь можно нам сказать: нет у нас в настоящее время ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою (Дан.3:38).

Поэтому умоляю твое боголюбие беречь себя от общения с безбожными еретиками и по мере возможности простирать руку помощи погибающим; и не только им, но и всем благочестивым, что ты всегда и привык исполнять и делом, и словом. Имей в виду, что опасности подвергается бессмертная душа. Я убежден, что Бог будет тебе защитником и оградит тебя от опасности, если ты будешь так поступать, принося за меня свою молитву, в которой я, как грешник, нуждаюсь. Если твои сестры могут сохранить тайну, приветствуй их от нас.

Примечания

1. Святой Отец говорит о прелюбодейном браке императора Константина VI.

2. Павликиане - еретики Греческой империи, отрасль Духоборцев, отвергали церковь, иерархию, таинства, призывание святых, иконы и мощи и думали, что Дух Святой сообщается каждому человеку по мере его духовного развития.

Послание 115(303). Доместику Политиану

Из того, что ты сделал, господин мой, по отношению к нашим братьям, видно, что ты в действительности - и словом, и делом - искренний друг нашего смирения. Чего только ты не сделал и до какой только степени ты не отдавал всего себя, сострадая им, сожалея, укрывая, ободряя, вдыхая в них ревность, сообщая им о каждом событии, собирая всех под своим кровом и давая им возможность видеться друг с другом, на себя ответственность и уже почти наверняка подвергая себя опасности! Но, может быть, это же делает кто-либо из прочих соседей? Совсем нет: они - друзья трапез, а не друзья Христовы, ибо они или сами впали в ереси, или входят в дружеское общение с еретиками. А ты, человече Божий, являешься даже другом гонимых за Христа. Поэтому, как слышно, ты бережешь себя от общения с беззаконниками. Да хранит тебя Господь и далее вместе с твоей превосходной супругой и благороднейшими детьми, ибо ты принадлежишь к числу благородных, любишь Христа и находишься под руководительством Христа. Многим я тебе обязан, но при тебе Господь, Который вместо меня воздаст тебе благодать на благодать (Ин.1:16). Да будешь спасен вместе со всем своим домом, человек Божий и прекрасный друг.

Послание 116(304). Монахине Анне