Послания. Книга III

Поистине тяжела эта скорбь, сестра в Господе, и вашего сердца коснулся удар как бы меча рассекающего. Скончался господин брат ваш. Не стало мужа доброго, закрылся глаз рода, отлетела ваша утеха; осиротели дети, которых он родил; осиротела и ты вместе с сестрами, уже не имея, на кого опереться нетвердой рукою, куда обратить взоры в затруднительных обстоятельствах.

Впрочем, для чего столь долго изображать бедствие? Ведь наша речь - к жене боголюбивой, благоразумной, мудрой, многоопытной, исполненной божественного ведения, могущей вразумлять и других своим примером. Извлеки из благой сокровищницы сердца своего духовное богатство, врачевства утешения, помогая и себе, и сестрам.

Мы знаем, что скорбь равно коснулась и их, также и госпожи игумении, и всего рода, и даже, прибавлю, самого сената. Кто не вздохнет о нем? Кто не прольет слезы? Скорбь о нем не прошла и мимо нас, смиренных, рассуждающих таким образом. Но, обратив внимание на то, что никто из родившихся не может не отойти отсюда (и так продолжается со времени праотца нашего Адама доселе), мы нисколько не считаем странным случившееся. И все же дивно было бы, если бы богомудрое сердце твое переносило это с благодарностью, являя собою вместе с госпожою игуменьей образец для сестер и всех родственников.

Принимай же по обычаю своему благодушно все, с твердою волею, по возможности ободряя и дом брата, чтобы он, оставаясь без помощи, не впал в руки строющих козни при человеческих несчастьях. Позаботься, насколько это возможно, и о почтенной душе доброго мужа; ибо отшедшие и после смерти получают помощь от живых. Впрочем, мы убеждены, что ты все и везде устроишь хорошо, и скорее ум твой будет управлять, нежели впадать в зависимость, чтобы им управляли скорбь и уныние. Для этого мы и послали брата Афанасия, чтобы выразить наше уважение к почившему мужу и сострадание к вам, почтенным. Желаем, чтобы он скорее возвратился к нам благим вестником вашего благодарного терпения.

Послание 79(267). К Олвиану патрицию

Георгий, боголюбивый муж и знаменитый нотарий, передавший нам приветствие от вашего преславного и знатного превосходительства, требовал, чтобы и мы взаимно послали письменное приветствие, которого желает и ваше блаженство. Повинуясь к исполнению дружеских обязанностей, мы и пишем настоящее письмо.

Приветствуем вас, как подобает нам, уничиженным, с удовольствием (и чрезвычайным удовольствием), понимая, что вы желаете слышать голос от нас, жалких и грешных; ибо это немалое доказательство благочестия, когда высокий по достоинству склоняется к голосу смиренных, особенно в настоящее время, когда многие отвращаются и от близких друзей, а не то что от людей неизвестных. Далее же напоминаем, что начальствовать следует с кротостью, а управлять подвластными - так, чтобы это было угодно Богу.

Ибо, если всякое начальство и власть поставлены от Бога, по словам апостола (Кол.1:16), то очевидно, что начальствующий и имеющий власть должен управлять подвластным народом по воле Божией, - и совершая неподкупный суд в делах сомнительных, и с благосклонным и мирным лицом принимая приходящих, придавая им таким приемом смелость объяснять их нужды. Ибо бедный, как говорят, не переносит угрозы. Еще же нужно склоняться на сторону бедного и смиренного; наказывать, когда требует нужда, - но наказывать не с гневом, а спокойно, с целью исправления, и немногими ударами (ибо жестокость неугодна Богу), но рассудительно и столько, сколько нужно, чтобы укротить необузданного и произвести исправление, как поступает отец с сыном и врач с больным. Блажен тот, кто так управляет народом и начальствует над войском. Ибо и Моисей, служитель Божий, начальствовавший над народом, и Иисус Навин, военачальник, и многие другие - не только среди царей, но и среди судей и начальников, начальствовавшие и первенствовавшие и прежде закона, и под законом, и уже во время благодати угодили Господу, управляя с благочестием. Просим и умоляем управлять именно так и тебя, преславного и возлюбленного нашего господина, чтобы тебе быть в числе этих спасенных и достойных почитания мужей. Прими наше напоминание не как дерзость, но как выражение любви; ибо мы любим тебя, любящего Бога; а друга отличает именно то, что он говорит полезное любимому; что и показало уничиженное письмо наше.

Да сподобит нас благий Бог наш сойтись когда-нибудь и для личного собеседования, чтобы насладиться присущими тебе благами, чтобы то, чего не представляют молва и слух, открыла бы личная беседа и сделала нас более деятельными в дружеском общении.

Ибо мы узнали от доброго письмоносца, что немалыми доблестями отличается ваше благочестие, которое да сохранит Господь, как зеницу ока, от всякого пагубного навета, и да спасет в своем небесном царстве!

Послание 80(268). К Антонию епископу

Приличное обращение сделала ныне отеческая святость твоя, - не к нам, смиренным, - нет, мы сознаем, каковы мы, отставшие даже от стоящих на последней степени добродетели, - но ко всем божественным отцам и исповедникам, приветствуя, как добрый Ангел, и соединяя всех нас союзом любви. Праведное и достойное это дело - рассеянным в разных местах за слово Божие и свидетельство Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, беседовать друг с другом посредством писем и иметь духовное общение путем напоминаний, и не казаться от безгласности как бы умершими. Ибо мы знаем, что и божественный апостол Павел с подобными богоизбранными мужами издалека взывали друг к другу и сносились взаимною беседою, возвещая Евангелие царства Божия всему миру. На это и нас поставив (хотя и дерзновенно говорить об этом), Дух Святый увещевает: благовести и не умолчи; ибо народа моего здесь великое собрание (Пс.39:11-12); и в другом месте: если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр.10:38).

Итак, за молчание - Страшный Суд, особенно при теперешней злонамеренной глухоте еретиков. Совершая богоприлично это благовестие, и твоя святость, как написал ты, подвергалась многим искушениям от не желающих слушать святое слово и отвергающих богописанную икону Христа, Богородицы и всех святых Его. Пребывай же, возлюбленный, на подсвечнике слова, по заповеди евангельской, и свети всем в доме (Мф.5:15), чтобы простые взором принимали свет, а бесчувственные пожали плоды своего невнимания. Молись, чтобы и мы также поступали и неукоризненно получили воздаяние за предстоятельство. Уведомляем тебя, что один из истинных светильников уже отлетел ко Господу, - это святейший митрополит Синадский; а еще прежде него - знаменитые братия и отцы: Афанасий, игумен Павлопетрийский и Иоанн, настоятель Халкитский.

Еретики думают, что исповедническое общество Христово убывает, но они не знают, что оно еще более умножается, воодушевляясь ревностью прежних подвижников и становясь окрыленным воинством. Христос же еще спит (См. Мф.8:24), одним отверзая дверь покаяния по неизреченной благости, испытывая любовь других, чтобы увенчать их венцом терпения, а иных, как очищенное золото, непрестанно облекая прекрасною диадемой славы Своей.