Православная антропология

Конечно, образ воскресшего тела отражает не только две категории спасенного и наказуемого телесного естества, но и многие характерные признаки и свойства человеческой телесности. Важно подчеркнуть, что запечатлевающееся носит духовно-нравственный характер. То, что носит случайный, непроизвольный смысл, что не имеет личностного смысла, не наследуется и не воскрешено будет в теле.

Следует отметить, что сказанное относится не только к телу, но и к плоти. Так, Тертуллиан замечает:

"Плоть воскреснет, не только вся плоть, но та же самая, и во всей своей целостности" [75].

Воскресшее тело праведника не просто будет лишено страданий (вообще спасение не заключается в избавлении от страданий), но приобретет такие качества, которые приблизят воскресшего человека к Воскресшему Христу. Преподобный Макарий Египетский говорит об этом так:

"В воскресении все члены будут воскрешены: и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и огонь, но не разрешится" [76].

Это мнение подводит нас к теме обожения человека, но о ней чуть позже.

4.4.2. Воскресивший нас есть Христос

Человек воскресает силою Воскресения Христова. Наше воскресение возможно потому, что Христос воскрес. Потому и наше воскресшее тело будет подобно (у христиан) Телу Христову, но Воскресшему.

"Тело это соделывается сообразным Тому, Кто сидит одесную Отца" [77],

- говорит святитель Иоанн Златоуст. Святитель Григорий Богослов говорит о плоти человека, которую Христос возводит к бессмертному образу:

"Он (Христос - А.Л.) воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить" [78].

О том, что воскресение людей придет через Христа, говорят согласно все отцы.

"Воскресение наше в Нем уготовляется" [79] (Святитель Афанасий Александрийский)

Это учение святых отцов основано на проповедях апостола Павла. Их пафос - в прямой связи христианской веры с воскресением Христа. И воскресением мертвых, т.е. всех нас.

1Кор.15:13-14: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес то и проповедь наша тщетна...

15:22: ...во Христе все оживут.

15:53: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие.

1Фес.4:16: ...мертвые во Христе воскреснут прежде.

Следует понимать, что воскресение в телах - удел всех людей, но воскресение со Христом - удел только тех, кто с Ним умер. Итак, тот, кто с ним умер, с Ним же и воскреснет.

"Начаток воскресения от Одного на все человечество распространяется" [80] (Святитель Григорий Нисский)

Святитель Иоанн Златоуст утверждал: