Православная антропология

81. hom. in Jo. (Беседы на Евангелие от Иоанна) 45.2 (М. 59.253).

82. hom. in Thess. (Беседы на 1 Послание к Фессалоникийцам) 7.1 (М. 62.436).

83. Lit. Jac. (Литургия апостола Иакова) (L 123).

84. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.35 (GCS vol. 10,1903 р.209.32; М. 14.372В).

85. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1, С.168.

86. Творения. Толкования... на 1 посл. К Кор... С.597.

87. f.o. (Точное изложение православной веры) 3.17 (М. 94.21В).

88. Там же 4.18 (1184В).

89. imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 1.19 (М. 94.1249В).

90. Отечник. С.362.

91. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григорий Палама. С.245

92. Духовные беседы. Б.15,10.

93. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.149.

94. hom. in Ps.. (Беседы на Псалмы) 29 (М. 29.320 С).

95. 2 Cor. (2-е Послание к Коринфянам) 8:2 - L 1225.

96. Diogn. (Послание к Диогнету) 6.5 f (L 1224-1225).

97. Исаак Сирин. М.: Слова подвижнические. Сл.21. С.85.

98. Соловьев В. Собр. соч. Т.1. С.141.

99. Начертание христианского нравоучения. С.326.

100. Мефодий Патарский, священномученик. Творения, С.181-183.

101. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения, С. 325-326.

102. f.o. (Точное изложение православной веры) 2.3 (М. 94.868В).

103. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению, С.206.

104. Григорий Палама, святитель. Триады, 1,2, С.48.

105. Там же, 1,2. С.51.

106. Начертание христианского нравоучения в защиту священнобезмолствующих. С.328,329.

107. "Внутренний человек" есть, по нашему мнению, результат психологической защиты. Будучи психически слабым, человек скрывается в своей телесности. Психическая слабость (в этом смысле) может быть понята по-разному: как страх перед чем-то внешним и как неумение разрешить какую-то ситуацию. Очень часто человек от ряда неудач, как говорится, уходит в себя, уходит "во внутреннюю эмиграцию". Еще говорят о таком состоянии: "втянул голову в плечи", закрыл лицо руками, закрыл глаза, отвернулся. Все это телесные способы "скрыться" внутри тела. Они, конечно, условны, но как часто мы их используем, как часто, "убегая" внутрь себя, мы на самом деле отгораживаемся от видимого нами мира.

Появление "внутреннего человека" связано с грехом. Именно тогда, когда человек утратил духовную силу первозданного человека, когда "одежды света" грехом Адама были погашены, тогда душа, ощутив свое сиротство, свою бедность, одиночество свернулась, спряталась внутрь того, что некогда превосходила - телесный свой дом. Но, уйдя внутрь, душа укрепилась и обосновалась там, как в убежище, оценив с благодарностью к Богу силу телесного заступничества. Смерть, одна лишь смерть угрожает лишить "внутреннего человека" его телесной защиты.