Православная антропология

Втор.4:15: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день;

Втор.10:12: ...от всего сердца твоего и от всей души твоей;

Иов.2:6: ...он в руке твоей, только душу его сбереги. (Эти слова можно понимать двояко: во-первых, как сохранение жизни Иова, во-вторых, как собственно душу, к которой Господь запрещает прикасаться сатане.)

К такому пониманию следует отнести весь спектр психических состояний, выраженных терминах, описывающих состояние души:

Быт.34:3: ...прилепилась душа его к Дине (т.е. ему понравилась Дина);

42:21: ...страдание души его;

Иов.6:7: ...не хотела... душа моя;

7:15: ..душа моя желает;

18:4: О ты, раздирающий душу твою в гневе;

19:2: Доколе будете душу мою...;

27:2: ...огорчивший душу мою;

Пс.6:4: ...душа моя сильно потрясена;

62:2: Тебя жаждет душа моя.

Все эти примеры указывают, что любые состояния человека, которые мы современным языком назвали бы психическими, эмоциональными, интеллектуальными и др., есть состояния души.

Таким образом, библейская антропология различает всю сферу жизни души человека (которую психология изучает как психику) и саму душу как онтологическую сущность, тварную и бессмертную (чего ни одна психология не рассматривает вовсе, да и не может рассматривать).

5.1.4. Душа - животная жизнь

Это значение не относится к антропологии, поскольку приложимо к жизни любого животного.

Быт.1:20: ...да произведет вода пресмыкающихся, душу живую;

1:24: ...да произведет земля душу живую;

Иов.12:10: В Его руке душа всего живущего;

Иудифь 11:7: ...пославшего тебя для исправления всякой души.

Здесь значение термина "душа" человека смыкается со значением творения жизни. Есть некое креативное родство души человека и душ прочих тварей, не потому что они схожи, а потому что Творец включил в душу человека нечто сродное всем тварям. И хотя это "нечто" человек в себе может сознавать и проникать умом в тварный мир, прочие твари, имея это родство, не "разумны", им не открыт мир человека. Только человек вмещает в себе логосы тварного бытия в меру откровения Божьего. Только он есть микрокосм. Но об этом - в теме образа Божьего в человеке (см. главу восьмую).

Следует также отметить, что в Новом Завете понятие "душа" в таком значение не встречается [1].

5.1.5. Душа - "дыхание"

В библейском понимании душа связана с дыханием, что следует из родственности слов "душа", "дух", "дыхание" как в древнееврейском, греческом, так и в русском языках. Это основано на следующем стихе:

Быт.2:7: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Творение души человека совершено Богом через Свое дыхание. Если принять словосочетание "дыхание Бога" как свойственный Библии антропоморфизм, то слово "вдунул" надо понимать как "сотворил" особым образом, т.е. не руками, не "создал", а "сотворил". В различии этих предикатов кроется особый смысл библейской речи, но для нас важно, что человек "стал душею" через вдуновение. Позже мы увидим, какое развитие получила эта тема в святоотеческом богословии.

Связь души и дыхания имеет не один только библейский смысл, но и несколько антропологических. Во-первых, дыхание - это физическая основа речи. А речь является главным и достаточным, сугубо человеческим свойством разума души, ее интеллектуальной природы. Именно речь выделяет человека из всех прочих творений. Речь связывает человека и с Богом, и с ангельским миром. Значит, речь, передаваемая дыханием, есть божественный дар Духа, переданный Богом человеку через вдуновение. Может быть, "вдунул" и значит "вразумил", "вложил слово".