Православная антропология

Отсюда запрет вкушать кровь:

Лев.17:10 и 17:12 ...ни одна душа из вас не должна есть крови.

Такова библейская традиция. Мы не найдем ее в святоотеческом богословии. Более того, у святителя Григория Богослова находим:

"Душа, не естество истребительного огня, не естество воздуха, не кровавый поток, пробегающий по телу, не гармония составных частей тела" [2].

Эта традиция широко распространена в различных культах, оккультных действах, в магии, колдовстве и народном сознании. До сих пор в народном сознании живет и действует вера в магическую силу крови. Кровь используется как клятва, как "братание". В среде так называемого образованного народа (и даже, увы, крещеных людей) устойчиво практикуется подливание менструальной крови мужчинам как средство их "приворота" к женщине, чья кровь взята для этого [3]. Свидетельствую как пастырь, что это совершается современными молодыми женщинами.

Конечно, кровь имеет жизненно важное значение в существе человека, она переносит кислород и множество других веществ, что может быстро и резко изменить его нейрофизиологическое состояние и повлиять на его психику. Но прямая связи между кровью и душою в православной антропологии не прослеживается.

5.1.7. "Душа народа"

Это значение хотя и антропологическое, но не субстанциональное.

Суд.5:18: Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть

Деян.4:32: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа.

Оба эти высказывания относятся к некоей общности, единству, в первом случае - кровному, во втором - к духовному. Такое единство - вещь очевидная, но душою в собственном смысле, конечно, не считается. Душа как тварная, духовная сущность может быть только у человека, а не у народа.

Впрочем, такое осмысление в Библии весьма редко встречается.

5.1.8. Душа Господня

Это значение можно отнести к метафорическим антропоцентризмам, так же, как и многочисленные предикаты, описывающие действия Божии терминами, трактующими человеческие поступки. Метафоры "душа Господня", "Моя душа" можно понимать, как выражение отношений между Господом и человеком, как оценочное отношение к человеку.

Ис.1:14: ...праздники ваши ненавидит душа Моя.

Притяжательное местоимение "Моя" с большой буквы указывает на принадлежность Господу Богу.

Иер.5:9: ...не отмстит ли душа Моя такому народу...;

6:8: Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя.

Подобное см. в Иер.9:9; 12:7; 14:19; 15:1; Мф.12:18.

Такое понимание души несубстанционально и не есть тварная сущность, но любовь Божия.

5.1.9. Душа Христова