Православная антропология

В другом месте называл душу "истечением, струей Божества" [10] (Он же)

"Душа - дыхание Божие" [11] (Тертуллиан)

"Сама душа не есть некая часть сущности Божией; но тем вдухновением обозначается ее природа, т.к. разумная душа есть дух" [12] (Блаженный Феодорит Киррский)

"Душу же, которую мы называем "духом" (pneuma), - и притом чрез уста выдыхаемым воображаемым [вар.: несуществующим. - Прим. пер.] духом, - которую именуем также "дыханием" (asthma), имеет всякий человек" [13] (Дидим Александрийский)

Отголосок такого же понимания встречаем у святителя Иринея Лионского:

"Иное есть дыхание жизни, делающее человека психическим, и иное есть дух животворящий, делающий человека духовным" [14].

И у святителя Григория Паламы:

"Душа есть СТРУЯ [выделение мое. - А.Л.] бесконечного света Божества..." [15]

Таким образом, сравнение души с дыханием раскрывает, во-первых, происхождение, "вдуновение" и, во-вторых, ее духовную сущность, легкоподвижную и текучую, хотя между собственно духом и душою есть принципиальные различия, но об этом в теме о духе человека.

5.2.3. Свойства сущности души

К таковым относятся: нематериальность, или невещественность, бессмертие, или неуничтожимость, разумность, словесность и др. Так, святитель Григорий Нисский находил в душе множество богоподобных свойств:

"В душе нашей мы можем усмотреть: троичность Ипостасей, единство естества, единовременность, нераздельность, неприступность, неизбранность, несозерцаемость, нерожденность, рождение, исхождение, творчество, промышление, суд, неприкосновенность, бесплотность, нетление, неистребимость, бессмертие, вечность, необъяснимость, великолепие" [16].

В другом месте тот же святитель иначе говорит о свойствах сущности души:

"Духовная и бессмертная сущность твоей души, неименуемая и неведомая..." [17]

"Мы говорим, что душа проста, разумна [вар.: словесна] и бессмертна" [18] (Блаженный Феодорит Киррский)

Таким образом, сущность души самобытна, бессмертна, разумна, духовна, нематериальна.

Необходимость онтологического подхода в православной антропологии очевидна на фоне периодических кризисов в истории развития научной психологии. Думается, что причина этих кризисов - в отсутствии онтологии. Если психика есть только деятельность, способность, энергия, функция, то без ответа на вопрос: - какой сущности эти атрибуты (свойства)? - нельзя построить ничего, даже при блестящей эмпирике.

Одно из описанных выше свойств - нематериальность - близко по своему значению к сложнейшей проблеме телесности души.

5.3. Телесность души

Несмотря на однозначность ответа на вопрос о нематериальности души, о ее телесности и бестелесности существует очень много противоречивых мнений и аргументов. Вопрос этот осложняется наличием множества понятий по нему. Помимо телесности (и бестелесности) используются бесплотность, невещественность, образ, форма, реже другие. Мы не можем пройти мимо тонких оттенков, в них заключенных.

5.3.1. Бестелесность