Православная антропология

"Душа есть сущность мысленная (разумная), бестелесная, бессмертная" [25] (Псевдо-Афанасий)

Если принять оговорку святителя Иринея Лионского "в сравнении со смертными телами", то бестелесность надо понимать условно, что помогло бы понять прямо противоположные высказывания отцов.

"Душа имеет невидимое тело, имеет свой облик, границу" [26] (Тертуллиан)

"А души, будучи духовными телами, устроены Создателем и Творцом всего..." [27] (Священномученик Мефодий Патарский)

"...Душа, будучи тонким телом, обложилась и облеклась членами сего тела" [28] (Преподобный Макарий Египетский)

Противоречие это могло бы быть безысходным, если бы между двумя этими позициями не находилось бы нечто среднее.

5.3.2. Образ души

"Сами души имеют образ тела" [29] (Святитель Ириней Лионский)

"...Очи... просветленные видят образ души, но немногие христиане созерцают его" [30] (Преподобный Макарий Египетский)

"...Имеет ли форму [вар.: вид] душа? Имеет форму [вид] и образ, похожий на ангельский" [31] (Он же)

"...Души... имеют образ человека, так что могут быть узнаваемы" [32] (Святитель Ириней Лионский)

Итак, можно рассматривать образ или форму души как некое "тонкое" или "умное" тело души. "Тело" - в смысле некоторое "очертание", "портрет". Действительно, в связи с образом или формой возникают два вопроса. Во-первых, имеет ли душа некоторое место пребывания и ограничено ли это место? Во-вторых, если у души есть образ, то чей образ - образ Божий или образ человека, т.е. индивидуальной природы?

Относительно места пребывания души также есть разные мнения.

Мы уже приводили мнение Тертуллиана:

"Душа имеет невидимое тело, имеет свой облик, границу" [33].

"Ангел и душа, будучи бесплотными, не занимают места, но и не вездесущи... следовательно, они находятся в содержащем и охватывающем все, будучи соответственным образом ограничены" [34] (Святитель Григорий Палама)

Однако святитель Григорий Нисский, несмотря на всю эту аргументацию, говорил:

"Но я не делаю из этого доказательства тому, будто бесплотная природа (душа. - А.Л.) объемлется какими-либо очертаниями места" [35].

Важность этого вопроса будет понятна при обсуждении темы соединения души и тела человека.

5.3.3. Тонкое тело

Итак, телесность души можно было бы понимать как образ и форму, если бы, хотя и редко, не встречались мысли о вещественном ее существе. Например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считал, что