Православная антропология

О зле и грехе мы будем говорить особо (см. гл. "Зло и грех"), но первичность греха в составе человека уместнее рассматривать здесь.

Когда Адам пал, он весь сделался греховным, но где первоначально возник грех, в душе или в теле? Кто из них первый виновник греха? Кто источник?

Это относится и к нам. Что в человеке первоисточник греха - душа или тело? Если душа, то тело - жертва и невиновно? Если тело, то душа - пленница, сидящая в темнице? Вопрос этот о первичности может показаться слишком надуманным, ибо весь человек согрешает, весь и расплачивается. Но, как сейчас увидим, в антропологической схолии может быть два решения.

"Причиной греха не тело, а душа сама по себе" [132] (Священномученик Мефодий Патарский)

"Душа есть первый источник греха: посему она первая и осуждена" [133] (Леонтий Византийский)

"Не плоть тленная сделала душу грешною, а грешница душа сделала плоть тленною" [134] (Блаженный Августин)

"Как могла плоть сама собою согрешить, когда бы не имела преводительствующей души? как в упряжке быков, если они не связаны друг с другом, ни один не может пахать, так и тело, отрешенное связи, что может сделать само собою?" [135] (Псевдо-Иустин)

Так же и святитель Кирилл Иерусалимский:

"Тело не само собою согрешает, но посредством тела (согрешает) душа" [136].

Эта согласно выраженная точка зрения противоречит языческому взгляду и отчасти Оригену, по которому душа заражается грехом от тела или плоти и последнее является ее гибелью. Но сама душа как дух считается невиновною.

Православная точка зрения основана на двух свойствах души, которые присущи ей по естеству - свободе и разумности. Вот как говорит об этом Климент Александрийский:

"Те же, кто не постиг добровольности и непорабощенности души при избрании [ею рода] жизни, заключают, не вынося последствий грубого беззакония, что Бога нет" [137].

Значит, душа не подавлена злом, но сама его выбирает.

"Душа - всегда свободного произволения, находится ли она в теле или вне тела, и свобода произволения всегда направлена [у нее] либо к доброму, либо к дурному" [138] (Ориген)

"Она (душа. - А.Л.) всегда обладает самостоятельностью и по собственной вине либо пребывает в лучшем, восходя к вершине благ, либо, по невниманию, нисходит различным образом в стремнину зла" [139] (Он же)

Так же говорит и святитель Кирилл Иерусалимский:

"Душа самовладычественна, и диавол может внушать [ей] что-либо, но не имеет власти принудить вопреки [собственному ее] выбору" [140].

Так же и преподобный Максим Исповедник:

"Каждая душа по своей воле избирает либо честь, либо через дела свои добровольно принимает бесчестие" [141].

Приведенных свидетельств вполне достаточно, чтобы понять: душа по причине свободы и разумности не может быть подчинена злу, но сама подчиняется ему, выбирает его. Тело же подчинено душе (об этом в следующей главе) и потому не является источником греха для души.

Итак, душа греховна по причинам внутренним, т.е. не извне она отягощается злом. Отсюда следует несколько выводов: ничто и никто не может насильно привести душу ко греху - ни диавол, ни плоть, ни обстоятельства; душа ответственна за поступки человека полностью; тело соучаствует греху, но источник греха - не тело, а душа.