Православная антропология

Свобода - это царственный Божий дар человеку, который делает человека способным противостоять не только природе, но и духу. Но этот же дар делает человека ответственным за свои дела, прежде всего на небе.

Не следует думать, что греховность, души - исходное свойство. Только после грехопадения Адама душа человека стала греховной. Так и душа каждого человека, помимо первородного греха, становится греховной по своему произволению.

"Душу... а не грех сотворил Бог; развратилась душа, уклонившись от того, что [имела] по естеству" [142] (Святитель Василий Великий)

Так же учит и Дионисий Ареопагит:

"Кто говорит, что души порочны? ...Если же говорим, что растлеваются души, то чем и растлеваются, как не благих свойств... оскудением?" [143]

"Разве душа - причина зол...?... природа души - благая, но по действиям ее иногда такова она, а иногда - иная..." [144].

Итак, душа не по природе греховна и порочна, а по свободному своему выбору. По природе же она богоподобна. Однако грех, порок становятся причиной болезни и "смерти" души. Болезни души - это неведение, бесчувствие, окаменение. Ориген говорит так:

"И заметь, что есть также некая душа, до того омертвевшая членами, что не ощущает язв, даже если и тягостное что приключится. Иная душа и перепилена будет, но не восчувствует, а иная восчувствует" [145].

"Сей камень [cм. Мф.13:5] есть человеческая душа, ожесточившаяся от нерадения" [146].

"Согрешающая душа умирает, и мы говорим, что она [как бы] смертна" [147].

"Всякий грех - смерть души" [148], -

подтверждает святитель Григорий Богослов. Мы опять встречаемся с понятием смерти души; но, разобравши его суть, будем иметь в виду понятие смерти как духовное состояние души.

Вот как его понимает святитель Иоанн Златоуст:

"Души [смерть]... страшна. Ибо если разрешилась, то не сопровождает ее, как обычно, тело. Но, заново соединенную с нетленным телом, приводит [ее смерть] в огонь неугасимый - вот какова смерть души. Как есть смерть души, так есть и заклание души. Что есть заклание души? Да то же, что и омертвение как таковое. Что есть омертвение души? Как тело тогда умирает, когда оставляет его душа лишенным своего действия, так мертвеет и душа, когда оставит ее без Своего действия Дух Святой" [149].

5.7. Сложность души

Для древнецерковной антропологии было характерно онтологизировать свойства или силы души, именуя их частями, членами души. Состав души понимался по-разному, но были представления и о том, что душа проста и не имеет членов. Преподобный Макарий Египетский говорил:

"...У души много членов: ум, совесть, воля, помыслы...- все это только члены души, а душа одна, и это - внутренний человек" [150].

Так же учил и священномученик Мефодий Патарский:

"А души, будучи духовными телами, устроены Создателем и Творцом всего с членами..." [151]

"Душа... что у людей, многочастна, а не одночастна..." [152] (Татиан)

О простоте души не столь много свидетельств: