Православная антропология
"И заметь, что есть также некая душа, до того омертвевшая членами, что не ощущает язв, даже если и тягостное что приключится. Иная душа и перепилена будет, но не восчувствует, а иная восчувствует" [145].
"Сей камень [cм. Мф.13:5] есть человеческая душа, ожесточившаяся от нерадения" [146].
"Согрешающая душа умирает, и мы говорим, что она [как бы] смертна" [147].
"Всякий грех - смерть души" [148], -
подтверждает святитель Григорий Богослов. Мы опять встречаемся с понятием смерти души; но, разобравши его суть, будем иметь в виду понятие смерти как духовное состояние души.
Вот как его понимает святитель Иоанн Златоуст:
"Души [смерть]... страшна. Ибо если разрешилась, то не сопровождает ее, как обычно, тело. Но, заново соединенную с нетленным телом, приводит [ее смерть] в огонь неугасимый - вот какова смерть души. Как есть смерть души, так есть и заклание души. Что есть заклание души? Да то же, что и омертвение как таковое. Что есть омертвение души? Как тело тогда умирает, когда оставляет его душа лишенным своего действия, так мертвеет и душа, когда оставит ее без Своего действия Дух Святой" [149].
5.7. Сложность души
Для древнецерковной антропологии было характерно онтологизировать свойства или силы души, именуя их частями, членами души. Состав души понимался по-разному, но были представления и о том, что душа проста и не имеет членов. Преподобный Макарий Египетский говорил:
"...У души много членов: ум, совесть, воля, помыслы...- все это только члены души, а душа одна, и это - внутренний человек" [150].
Так же учил и священномученик Мефодий Патарский:
"А души, будучи духовными телами, устроены Создателем и Творцом всего с членами..." [151]
"Душа... что у людей, многочастна, а не одночастна..." [152] (Татиан)
О простоте души не столь много свидетельств:
"Мы говорим, что душа проста, разумна [вар.: словесна] и бессмертна..." [153] (Феодорит Киррский)
Простота означает несложность:
"Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие того нетленна и бессмертна..." [154], -
так учит преподобный Максим Исповедник. Но большинство святых отцов все же придерживаются взглядов о сложности, многочастности души. И даже сам преподобный Максим при простоте естества души допускал в ее составе различные силы:
"Ибо душа, говорил он (Ареопагит - А.Л.), состоит вообще из силы разумной и силы жизненной" [155].
"Ибо, поскольку мы составлены из души и тела, не из одного только тела, но и из души, которая многочленна..." [156] (Святитель Григорий Палама)
Состав души отцы видели по-разному, состоящим из двух, трех, четырех и более частей, или членов: