Православная антропология

2. Цит. по.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Творения. Христологические и полемические трактаты. С.321.

3. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Человек перед Богом. С.314.

4. Творения Преподобного Максима Исповедника. Кн.1. С.148.

5. Добротолюбие, Т.5. С.146.

6. Позов А. Основы древнецерковной антропологии, Т.1. С.14.

7. Христианская философия брака // Соловьев В. Смысл любви: Сб. С.87.

8. Именно на этом свойстве православной антропологии мы основываем убеждение в том, что из антропологии должны вырасти христианская психология, христианская психотерапия и даже христианская психиатрия.

9. Лосский В.Н. По образу и подобию. С.100.

10. Наглядной и бесплодной попыткой является построить некую нравственную или гуманистическую духовную психологию, оставляя за "духовностью" размытое и неопределенное и, главное, внерелигиозное, содержание. См. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. С.69.

11. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.76.

12. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С.125.

13. Такой подход объявляли многие школы в психологии, но все они исходили из природного или социального учения о личности.

14. Мунье Э. Манифест персонализма. С.503.

15. Это сознает и западная наука: "Научная ценность философской антропологии отвергается под тем предлогом, что в ней субъект и объект по видимости совпадают, что вызывает искажение семантического поля". Вальверде К. С.17.

16. Подлинность, конечно, относительная. Грех лишил человека подлинного знания о себе самом. Но в духе покаяния, созерцания и обожения человек обретает его вновь.

Часть II. Природа человека

Глава 3. Общие понятия о человеке

3.1. Человек или животное

В святоотеческом богословии можно встретить различные именования биологической природы человека: плоть, материя, телесность и даже животное. Человека в целом называть животным совсем не свойственно для православного богословия. Но вот его "животную" природу, то, что схоже у человека с животным, иногда называли так. Это более свойственно тем отцам, кто испытал на себе влияние греческой философии. В библейской антропологии мы этого не встретим. В Библии, правда, встречается нравственное обличение человека в грехе, который унижает человека, уподобляя его животным. Но эти метафорические сравнения носят явный морально-обличительный характер.

Иов.18:3: Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших?

Пс.48:13: Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.