Православная антропология

17. haer. (Пять книг против ересей) 5.9.1 (М. 7.1144В).

18. princ. (О началах) 4.2.4 (GCS vol. 22, 1913 р. 313.2; М. 11.365А).

19. Apoll. (Против Аполлинария) 46 (М. 45.1233С).

20. Gen. (Катены на кн. Бытия) 1:26 (М. 87.117D).

21. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С.76.

22. Перевод С.Л. Епифановича. А.И. Сидоров предлагает переводить "словесная, разумная душа".

23. Цит. по: Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т.1(4). С.34.

24. Следует обратить внимание, что святоотеческие модели построены сверху вниз, т.е. от Бога к творению, что отражает собственно антропологическую методологию. Б.П. Вышеславцев строит свою модель наоборот - снизу вверх.

25. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. С.284,285.

26. Там же.

27. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.4. С.284.

28. Иоанн Дамаскин, препод. Точное изложение Православной Веры. С.151.

29. catech. (Огласительные слова) 3.4 (L 141).

30. Цит. по: Киприан (Керн) архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы С.150.

31. hom. (Беседы) 3:3 (М. 31.204В).

32. haer. (Пять книг против ересей) 5.9.1 (М. 7.1144В).

33. Основы древнецерковной антропологии. Сын Человеческий. С.25.

34. Григорий Нисский, епископ. Об устроении человека. С.23.

35. Епифанович С.Л. Там же. С.76.

36. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн.1. С.167.

37. Андроник Трубачев, иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. С.81.

38. e.h. (О церковной иерархии) 2.3.7 (М. 3.404В).

39. carm. (Стихотворения) 1.2.34.25 (М. 37.947А).

40. Мы не будем вдаваться сейчас в полемику о сущностном понятии духовного тела, о котором писал святитель Игнатий Брянчанинов, но понимаем под таким термином пространство одухотворенной душевно-телесной жизни. См.: Брянчанинов. Слово о смерти С.1-3,313-315.

Глава 4. Тело и плоть человека

4.1. Понятия "тело" и "плоть" в Священном Писании

Итак, мы говорим о биологической природе человека, о материальном составе. В библейской антропологии эта природа обозначена разными терминами, главных из них два - "тело" и "плоть". Встречаются символические определения: "земля", "персть", "прах", "пепел". Но они содержательно не отличаются от понятий "тело" и "плоть"; это поэтические метафоры, напоминающие человеку, из чего Господь сотворил его.

Различие в терминах "тело" и "плоть" не лежит на поверхности. Оно только тогда выражает смысл, когда применяется понятийно, а не символически. Поэтому не везде в Священном Писании можно идентифицировать их значение. И мы покажем только те случаи их использования, где различия характерны для библейской антропологии.