Православная антропология

31. hom. (Беседы) 3:3 (М. 31.204В).

32. haer. (Пять книг против ересей) 5.9.1 (М. 7.1144В).

33. Основы древнецерковной антропологии. Сын Человеческий. С.25.

34. Григорий Нисский, епископ. Об устроении человека. С.23.

35. Епифанович С.Л. Там же. С.76.

36. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн.1. С.167.

37. Андроник Трубачев, иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. С.81.

38. e.h. (О церковной иерархии) 2.3.7 (М. 3.404В).

39. carm. (Стихотворения) 1.2.34.25 (М. 37.947А).

40. Мы не будем вдаваться сейчас в полемику о сущностном понятии духовного тела, о котором писал святитель Игнатий Брянчанинов, но понимаем под таким термином пространство одухотворенной душевно-телесной жизни. См.: Брянчанинов. Слово о смерти С.1-3,313-315.

Глава 4. Тело и плоть человека

4.1. Понятия "тело" и "плоть" в Священном Писании

Итак, мы говорим о биологической природе человека, о материальном составе. В библейской антропологии эта природа обозначена разными терминами, главных из них два - "тело" и "плоть". Встречаются символические определения: "земля", "персть", "прах", "пепел". Но они содержательно не отличаются от понятий "тело" и "плоть"; это поэтические метафоры, напоминающие человеку, из чего Господь сотворил его.

Различие в терминах "тело" и "плоть" не лежит на поверхности. Оно только тогда выражает смысл, когда применяется понятийно, а не символически. Поэтому не везде в Священном Писании можно идентифицировать их значение. И мы покажем только те случаи их использования, где различия характерны для библейской антропологии.

4.1.1. Понятие "тело" в Ветхом Завете

В Ветхозаветных книгах термин "тело" употребляется в привычном для нас значении. Во-первых, как нечто противоположное духовному естеству:

Иов.13:14: Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? (Выделено мной. - А.Л.)

Во-вторых, как дом души:

Прем.9:15: ...ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.

В-третьих, как собирательное понятие, которым обозначают совокупность членов, костей, тука (жира), плоти (мяса), крови и др.

Подобные употребления этого термина встречаются и в Новом Завете, например:

Мф.5:29: ...лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Но новозаветная антропология вносит и нечто совершенно новое: "тело Христово" и "тело" как Церковь. Это новое употребление, конечно, начинается евангельским "сие есть Тело Мое" (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19), но с наибольшей ясностью раскрывается в посланиях апостола Павла.

4.1.2. Понятие "тело" у апостола Павла

В его антропологии тело становится мистическим объектом человеческого бытия - либо "смертным" и "греховным", либо "чистым" и "духовным".

Рим.6:6: ...чтобы упразднено было тело греховное...

6:12: Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле...

7:24: Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?