Православная антропология

Это то, о чем говорил сам Христос.

Ин.8:15: Вы судите по плоти...

Завершая тему Священного Писания, мы должны остановится еще на одном важном значении понятий "тело" и "плоть".

4.1.5. Евхаристическое значение понятий "тело" и "плоть"

Как известно, в литургической практике (в литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого) укрепились евхаристические слова Христа, переданные евангелистами-синоптиками: "сие есть Тело Мое" (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19). У апостола и евангелиста Иоанна Богослова это событие на Тайной Вечере не описано, но в другом месте есть подобные слова:

Ин.6:51-56: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как мы увидим из дальнейшего изложения, в святоотеческой традиции это получит неоднозначное толкование. Но как бы то ни было, Господь Иисус Христос Свое Тело и Свою Плоть предлагает нам в Причащение. И в Таинстве мы причащаемся Его Пречистого Тела и Его Пречистой Плоти и Крови. Поэтому такое употребление этих терминов раскрывает далекий небесный горизонт понимания человеческой материальной природы как преображенной и обожествленной. Потому что Тело и Плоть Богочеловека Христа - это телесность человеческая, возведенная в божественное достоинство миссией Спасителя. Это спасенное человечество. Это открывшаяся через Сына Божия и Сына Человеческого возможность уверовавшему достигнуть божественной телесности. Это, как мы увидим, стало частью собственно православной теории обожения, феозиса.

Теперь посмотрим, как библейская антропология преобразилась в святоотеческой.

4.2. Понятия "тело" и "плоть" в святоотеческом богословии

В святоотеческой антропологии эти два понятия переплетаются очень тесно, дополняя друг друга в определении человеческой биологической природы, и в то же время расходятся, оттеняя сложность состава этой природы. Но в целом библейская традиция сохраняется, и ее можно проследить в трудах от первых до последних отцов Церкви.

Чтобы успешнее разобраться в предмете, мы не будем разделять наше изложение по каждому из этих понятий, но рассмотрим основные вопросы учения о человеке по двум понятиям.

4.2.1. Творение "плоти"

В библейском повествовании о творении человека нет ни термина "тело", ни термина "плоть". Сказано только: "Создал... из праха земного" (Быт.2:7). Прах, или земля, в библейской и святоотеческой традиции был лишь материалом творения человека, но не его плотью. Сотворение Адама, первочеловека, стало источником его имени.

"Итак, поскольку человек создан из Едема, девственной земли, он назван Адамом [как] соименный матери... Бог, создавший человека из земли, назвал его по имени матери Адамом; она - Едем, он - Адам" [1].