Православная антропология

"Бог дал нам тело из земли, чтобы мы и его возвели на небо, а не для того, чтобы через него и душу низвели в землю... "Я сотворил, говорит Он, прекрасное ТЕЛО (выделено мной. - А.Л.); даю тебе власть создать нечто лучшее: соделай прекрасную душу" [5].

Так святитель Иоанн Златоуст понимал замысел Творца. И еще:

"Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления" [6].

"Когда увидишь красоту, величие, высоту... ты поклоняешься Создавшему столь прекрасное и чудное тело" [7].

Это слова святителя Фотия патриарха Константинопольского. Подобное говорил и преподобный Иоанн Дамаскин:

"Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества..." [8].

Обратите внимание: это слова о теле, но не о плоти. Здесь скрыт один из смыслов различия этих понятий. Тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не биологические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью.

Тело не только форма, не только состав членов, но еще и носитель черт, превосходящих естество. Отсюда и самая возможность телесной красоты. Она - выражение сверхъестественного в теле, образа Божьего.

Итак, тело, но не плоть, прекрасно, божественно, хотя и плоть

"Не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией" [9] (Святитель Ириней Лионский)

4.2.2. Бессмертие и смертность плоти

Телесная природа человека смертна, но по дару причастия Святого Духа до грехопадения тело было избавлено от тления и смерти.

"Тело по естеству смертно... душа же - неумирающая, но когда отходит она, умирает тело" [10] (Святитель Афанасий Александрийский)

"Тело смертно и тленно" [11] (Святитель Иоанн Златоуст)

"Тело твое смертно, но бессмертна душа" [12] (Преподобный Нил Анкирский)

Грех прервал блаженное житие Адама, и

"...тело его [Адама] стало не только смертно, но и подвержено страданию" [13] (Преподобный Исидор Пелусиот)

"Бессмертность Адама проистекает вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни" [14] (Леонтий Византийский)

Господь лишил Адама "вкушения... от древа жизни" (Быт.3:22), что дало бы ему бессмертие тела.

Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти). Но после грехопадения Господь лишает человека этих благ, и тело становится на естественный путь, приводящий к смерти.

4.2.3. Греховность плоти