Православная антропология

"Ходить по плоти" и "быть плотским [означает] у апостола тех, кто пребывает в грехах" [27] (Климент Александрийский)

"Итак, когда говорится, что "плоть похотствует на духа", они понимают [это] в том смысле, что привычка, либо потребность, либо наслаждение плоти, возбуждая человека, отвлекают и отводят [его] от дел божественных и духовных... поэтому справедливо среди "дел плоти" [у апостола] описаны также и "ереси", и "зависти", и "споры" и прочее, [и это] они понимают так, что душа... не чувствующая тонкого или духовного, становится, как они говорят, плотью" [28] (Ориген)

"Апостол не ту подразумевает плоть [см. Рим.7:5. - А.Л.], которою мы одеты, но плотские дела" [29] (Святитель Кирилл Иерусалимский)

"Божественное Писание всегда имеет обычай называть плотских [людей] "плотью", а добродетельных - бесплотными, как говорит Павел [Рим.8:9]... потому что они, облеченные плотью, были выше плотских помыслов" [30] (Святитель Иоанн Златоуст)

Таким образом, свойственное Библии понимание плоти как синонима греха и страсти было полностью воспринято святоотеческой традицией. Это свойственно и двум другим значениям термина "плоть" - общей человеческой природе и общности мужа и жены. О первом читаем у Климента Александриийского:

"В потопе погибла всякая греховная плоть" [31].

и святителя Афанасия:

"Плотью называют род человеков" [32].

Святой апостол Павел, конечно, расширил понятие "плоть" за счет нравственной категории греховности - "дела плоти", "жить по плоти", "плотское мудрование" и т.д. На эту особенность антропологии апостола обращали внимание Ориген и святитель Иоанн Златоуст (см. выше). В то же время апостол Павел раскрыл перспективу преодоления "плотского", очищения плоти, прорыва в иное, "бесплотное" бытие, которое может дать вера:

Гал.2:20: .. .уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия.

В этом стихе - ключевая для антропологии, собственно христианская мысль: через веру во Христа, Сына Божия, т.е. через самого Него человек преображается телесно. Но преображение достигается через Крест Христов. Его Пречистое Тело и Пречистая Плоть через Крест возводят к небесному и наше тело и плоть.

В этом вопросе мы вступаем в догматически выверенную, особенно деяниями IV Вселенского (Халкидонского) Собора, область понятий. Именно "Халкидонский орос" утверждает во Христе человеческое тело и человеческую душу, "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно" [33] соединенные с божественным естеством.

4.3. Тело и плоть Христа

Одно из значений этого понятия есть Церковь. По своей огромной сложности оно выходит далеко за рамки нашей темы. Будем говорить собственно о теле Иисуса Христа в прямом смысле.