Православная антропология

4.3.1. Общие свойства

Во времена догматических споров это положение подвергалось сомнению, поэтому многие святые отцы и учители доказывали его со всею силою данной им благодати ума.

"Тело Его было истинным... ибо оно было таким же, как наше" [34] (Святитель Афанасий Александрийский)

"Если кто говорит, что Тело Христово нетварно, и исповедует, что Он - нетварное Слово Божие, от тварной человеческой природы восприявшее плоть и вочеловечение, как написано, да будет анафема" [35] (Святитель Григорий Неокесарийский)

"Если Господь ничего не воспринял от Марии... то сорок дней... постясь, не взалкал бы, когда тело стремилось к свойственной ему пище" [36] (Священномученик Ириней Лионский)

Как видим, тело Его было, по учению отцов, тем же, что и у нас, и оно не только требовало пищи, сна, отдыха, но страдало и умирало.

"Ибо Божество поистине совершает спасение чрез тело, которое у Него Самого, чтобы страдание было у плоти, а действование - у Бога" [37] (Святитель Григорий Нисский)

"Так как страдание это претерпело тело, бывшее Его собственным телом, то и говорится опять, что Он Сам пострадал за нас; Он [был] бесстрастен в страдающем теле" [38] (Святитель Кирилл Александрийский)

"Мы говорили, что страдание принадлежало телу, доступному страданию; исповедуем, что бесстрастная природа [Божества] пребыла свободной от страдания" [39] (Блаженный Феодорит Киррский)

"Рожденное от Девы тело составилось из человеческого вещества, подверглось человеческим ранам и смерти" [40] (Ориген)

"если же говорят, что Христос умер и был погребен, то это о Теле Его, а не о душе" [41] (Дидим Александрийский)

4.3.2. Реальность плоти Христовой

"Халкидонский орос" утвердил в учении о Христе важный вопрос о душе Богочеловека и о соединении ее с Его Телом. Живой человек - это всегда единство души и тела, духа и материи. Очень трудно помыслить такое декларируемое единство после того, как мы его опровергли (только в методологическом смысле) способом анализа - учением о двойственном (или тройственном) составе человека, о душе и теле. Тем не менее мы все время ищем ключи к тайне соединения души и тела. Во Христе эта тайна превращается в догмат. Догмат о двух природах раскрывает христологическую антропологию, через которую мы и постигаем собственную. Четвертый Вселенский Собор постановил чтить:

"...одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинного человека, того же из души разумной и тела... во всем подобно нам, кроме греха..." [42].