Православное учение о почитании икон

Во дни Господа Иисуса Христа и апостолов многие чтили одежды, которые носил Господь и которые употребляли ученики Его; ибо через них изливалась на верующих чудотворная сила благодатная, проявлявшаяся в исцелении разных болезней. Кровоточивая жена, страдавшая двенадцать лет от болезни и все имение свое издержавшая на врачей без пользы, как только коснулась с верою одежды Спасителя, исцелилась от болезни ( Мф. гл. 9. Марка гл. 5. Луки гл. 8, 43-48). Св. евангелист Марк повествует, что куда ни приходил Господь, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись (Марк. 6, 56). Св. евангелист Лука повествует, что Бог творил немало чудес руками Павла в Ефесе, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них (Деян. 19, 11-12). Если совершались великие чудеса через рукотворенные предметы, именно через одежды Спасителя и апостолов и почитание этих вещей не есть идолопоклонство; то почему Господь Бог не может совершать подобные чудеса через святые иконы Его и святых своих?Мы уже говорили, что Сын Божий принял на Себя образ агнца в откровении св. Иоанну Богослову и высшие небесные силы поклонялись этому Агнцу; говорили о явлении Духа Святого в виде голубя. Но мы имеем более. Сын Божий не только является нам, но и вселяется в нас весь всецело и Божеским и человеческим естествами в пречистых Тайнах под видом хлеба и вина и мы воздаем Ему под этими видами Божеское поклонение, что иудей, на основании второй заповеди, может сочесть за идолопоклонство. Равно и Дух Святой вселяется в нас через святое миро в таинстве миропомазания. Итак Господь Бог многоразлично и многообразно открывался и открывается людям через видимый мир и не только открывается, но и освящает нам и вселяется в нас через предметы видимого мира (через св. миро и св. дары). Почему же противны некоторым даже из христиан св. иконы? Потому что противны они врагу Божию, тех христиан обольстившему. И он сделал то, что отвергающие св. иконы отвергаются законного священства, а через то и спасающей благодати Святого Духа в таинствах.

Глава 14. Употребление икон - есть духовное совершенство

Из вышесказанного ясно видно, как не основательно противники св. икон утверждают, что устроение и почитание икон есть несовершенство, а обхождение без икон и поклонение Божеству духом есть духовное совершенство, как Спаситель сказал: Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Иоан. 4, 24), и как еще Спаситель сказал: блаженны невидевшие и уверовавшие (Иоан. 20, 29). Мы считаем излишним долго останавливаться на вопросе о необходимости внешнего Богопочитания при внутреннем. Доколе человек в теле, внешний мир неотразимо действует на него. Мир действует на многих людей соблазнительно через важнейшее чувство - зрение. Почему соблазнительным видам и предметам не противопоставить священные изображения? Несомненно, что святые иконы весьма благотворно действуют и на весьма образованных людей. Увидим ниже, что просвещенные отцы св. Григорий Нисский, Астерий Амасийский проливали слезы при виде священных изображений и даже при воспоминании о них. В ком и ныне наиболее развита любовь к лучшим произведениям живописи? В людях образованных. Но что всего важнее, сам Бог, как мы видели выше, свидетельствует, что Он являлся Моисею в определенном образе, а следовательно и другим великим ветхозаветным святым по их духовному совершенству в сравнении с другими людьми и даже в сравнении с меньшими их пророками (Числ. 12, 6-8). Утверждать, что почитание икон есть несовершенство, значит утверждать, что сама Пресвятая Троица была виною несовершенства, так как сам Бог Отец послал Сына Своего для воплощения на землю, а Сын принял на Себя образ человека, Дух же Святой содействовал тому.

Означенные слова относятся к нам, если мы, не видев Воскресшего, веруем евангельскому сказанию о воскресении Его и свою веру в Него и любовь к Нему выражаем и делом, имея и почитая образ Его воскресшего. Кто говорит: я верую в Воскресшего, и не нуждаюсь в образе Его, тот показывает, что он не имеет достаточной любви; ибо кого любим, того изображение иметь желаем и почитаем.В Ветхом Завете не было изображений Божества, потому что там был дух рабства и страха. Бог явил свое присутствие народу еврейскому на Синае не в определенном образе, а в пламени, дыме, громах и молниях и народ в страхе отступил и стал вдали (Исх. 20, 18). Но и самый страх мало действовал на этот чувственный народ. Вскоре евреи слили себе золотого тельца (Исх. 32) и потом часто отступали от Бога и поклонялись идолам языческим. Напротив в Новом Завете дух любви и сыноположения. Сын Божий, как нельзя более, приблизился к людям, явившись в плоти человеческой не избранным только, но всему народу еврейскому и язычникам, с ним соприкосновенным, и весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от него исхождаше и исцеляше вся (Лук. 6, 19; Map. 5, 30). Христос усыновил всех верующих в Него Отцу небесному (Иоан. 1, 12). Но кто кого более любит, тому приятнее изображение любимого: детям более свойственно чтить изображения своих отцов, нежели рабам, братьям естественно чтить изображения братьев. Кому и цари земные дают свои изображения? Тем, которым хотят оказать особое свое благоволение. Так поступил и возлюбивший нас Царь небесный. И христиане достойно воздавали любовию за любовь к ним Божию. Они тысячами умирали за Христа среди преследований от язычников; в тяжкое и продолжительное гонение от иконоборцев они многими страданиями и потоками крови отстояли самые изображения Пресвятыя Троицы и братий своих на небе святых Божиих. Это истинная любовь! Это истинное совершенство! Господь Иисус Христос во время пребывания во плоти на земле благоволил так приблизить Себя к людям, что входил в домы матерей и грешников, и возлежал с ними на вечерях, и во время вечери допустил прикасаться к Нему жене грешнице (Мф. 9, 9-12; Лук. 7, 36-50; 1-9). Потому христиане и в домах своих имеют образ Его и святых Его. И мы увидим ниже, что Господь творит чудеса и через домашние иконы-христиан [1]. Св. пророк Захария изрек о христианских временах: в то время даже на конских уборах будет (начертано): Святыня Господу (Зах. 14, 20); это те слова, которые носил один ветхозаветный первосвященник на челе своем на золотой дощечке во время священнослужения.От изображения Спасителя, поставленного перед дверью дома исцеленной Им кровоточивой, совершались исцеления, о чем сказано ниже. Образ Казанская обретен под печью сгоревшего дома стрельца; от списка Тихвинской иконы Божией Матери, который ныне в Исаакиевском Петербургском соборе, чудотворения начались, когда он еще стоял в квартире Марьи Востоковой. Господь во дни смирения своего на земле совершал великие чудеса и доныне совершает великие дела через людей смиренных и уничтоженных, так нередко Он совершает чудеса и через Св. иконы, оставленные людьми в пренебрежении или поврежденные временем, показывая тем, что и такие иконы не должно оставлять в пренебрежении. Калужская чудотворная икона Богоматери обретена под крышею (на чердаке) дома частного лица. ^

Глава 15. Свидетельства Священного Предания за святые иконы и голос за них вселенской церкви

Предание, дошедшее до нас от древних христиан и древними записанное, свидетельствует, что святые иконы ведут свое начало от самого Господа Иисуса Христа, святых апостолов и первых христиан. Правда, враги святых, икон отвергают и предание апостольское. Но это послужит к большему обвинению их на суде Божием. Самое Св. Писание осуждает их за отвержение ими Священного Предания. Святые апостолы заключили в Св. Писании не все, необходимое для нашего спасения, не все, что они говорили и делали для спасения людей. Потому св. апостол Павел в своих посланиях убеждает христиан сохранять наставления, преподанные им словом или устно: братия, писал он Солунянам, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фесс. 2, 15), и завещает им именем Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от него (2 Фесс. 3, 6). Так и ныне христиане должны удаляться от тех, которые отступают от св. церкви, отвергая предания св. апостолов. Коринфянам же св. апостол писал: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам (Кор. II, 2). Епископу Тимофею он писал: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного разума, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 20, 21). Держись образа здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовию во Христе Иисусе, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 1,13:2,2).Св. Иоанн Богослов, дополнявший в своем евангелии сказания других евангелистов, говорит: много сотворил Иисус перед учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей (Иоан. 20, 20). Последние же слова евангелия его таковы: многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно; то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (21, 25).В книге Деяний апостольских сказано, что Иисус Христос по воскресении своем в продолжении сорока дней являлся апостолам и говорил о царствии Божием (Деян. 1, 3), но что он говорил, этого не сказано, а явления Его апостолам по воскресении описаны в евангелиях кратко и притом не все; так у апостола Павла в послании к Коринфянам (гл. 15) говорится о явлении Его пятистам человекам, а также апостолу Иакову, о чем не сказано в евангелиях. Сами книги Св. Писания утверждаются на предании. Мы приемлем 27 книг Нового Завета, написанных святыми апостолами; но почему мы уверены, что эти книги написаны действительно св. апостолами? Единственно по преданию, переходившему от времен апостольских до наших дней.Если и признать, что в Св. писании изложены все главные истины,, необходимые для спасения людей; то в нем не изложены священные действия при совершении святых таинств и правила церковного управления; то и другое дошло до нас через Священное Предание. Без таинств, через которые преподается христианам спасающая благодать Божия, невозможно спасение. Без Духа Святого, преподаваемого в таинстве миропомазания, невозможно даже верное понимание самого Св. Писания.Возьмите таинство крещения. В евангелии сказано, что крестить следует водою во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но сколько раз погружать при крещении, этого не сказано. По апостольскому правилу (50-му), сохраненному через предание, при крещении должно погружать непременно три раза, иначе крещение не действительно, и потому еще в древней церкви крещенных еретиками через одно погружение перекрещивали.Следует ли крестить младенцев, об этом в писании прямо не сказано, а между тем этот вопрос весьма важный и он решается апостольским преданием. Ориген, умерший спустя 150 лет после кончины св. Иоанна Богослова, следовательно близкий к временам апостольским, говорит: "Церковь приняла от апостолов преподавать крещение и младенцам" [1]. В таинстве миропомазания преподается христианам Дух Святой. Из книги Деяний апостольских (гл. 8) видно, что в первое время Он преподавался через молитву и возложение рук апостольских, но вскоре для преподаяния Духа Святого вместо руковозложения стали употреблять помазание миром, на которое низводится Св. Дух молитвою и крестным знамением; в Св. Писании есть указания на заменение руковозложения миропомазанием (1 Иоан. 2, 20; 2 Кор. 1, 21-22), но не решительные; решительные основания за св. миропомазание находятся в предании о том, которое принято всеми древними церквами, и сам Дух Святой утверждает это предание, сходя на христиан через миропомазание и совершая через них видимые знамения и чудеса; впрочем о сем скажем еще ниже.Велико таинство причащения и весьма важны священные действия литургии; но о совершении таинства причащения в Св. Писании говорится весьма кратко (Мф. 26, 26-28). Чины же литургий от апостолов, и между ними на востоке известнейший чин литургии св. апостола Иакова, дошли до нас через предание. В Писании ясно не сказано также, кто должен совершать это таинство, хотя этот вопрос может быть решаем и на основании Писания через выводы и умозаключения. Из предания же апостольского мы ясно знаем, что совершать литургию могут только епископы и священники (и о сем ниже).Итак самое главное - благодать Святого Духа, необходимые для духовной жизни верующих, преподается через св. таинства, а таинства совершаются по преданию. Считаем излишним говорить о необходимости предания в деле церковного управления. "Если бы вздумали мы отвергать неизложенные в Писании обычаи, как неимеющие большой силы, говорит св. Василий Великий, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя" [2]. Это и исполнилось на еретиках, отвергших Священное Предание [3].После сих кратких замечаний о необходимости Священного Предания в деле спасения, обратимся к преданию о святых иконах.Догм. Богосл. Макария, изд. 3. Т. III, стр. 340. ^Твор. Вас. Вел. Т. III, стр. 332. Русск. перев. ^Поэтому нельзя согласиться с теми, которые утверждают, что в борьбе с молоканами и штундистами надобно говорить только от Св. Писания. Следует доказывать им от Св. Писания необходимость Свящ. Предания и потом говорить и от Свящ. Предания, где это необходимо. ^

Глава 16. Святые иконы в первом столетии по Рождестве Христовом. Нерукотворенный образ Спасителя

На восток от Иерусалима в Малой Азии, между реками Тигром и Евфратом, стоит город Орфа. В древности он назывался Едессою и был столицею небольшого государства Осроены. Во дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа Авгарь [1] или князь этой страны, по имени Ухомо, поражен был неизлечимою страшною болезнию - проказою. Узнав о чудесах Иисуса Христа, он просил Его письмом, посланным с Ананею, посетить его и исцелить от болезни. Спаситель, взяв плат, отерся им, изобразил при этом на нем лик свой и послал его к едесскому князю, обещая совершенно исцелить его после через одного из своих учеников. Князь с благоговением принял святой образ Господа, поклонился ему, облобызал его и почувствовал большое облегчение от болезни.По вознесении Господа, святой Фаддей, один из 70 апостолов, пришел к Авгарю и совершенно исцелил его от болезни. Князь поместил святой убрус в стене города над главными вратами его. Святой образ прославился великими чудесами и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Едессу для поклонения этой святыне. В седьмом столетии по Рождестве Христовом Осроеною завладели арабы - мусульмане, но не препятствовали христианам путешествовать для поклонения святому образу. В десятом веке греческий император Роман 1-й возымел пламенное желание перенести эту святыню в столицу свою - Константинополь. Но арабский эмир не соглашался отдать ее; тогда греческие войска, опустошив окрестные места Едессы,, осадили и стеснили этот город. Мусульмане выдали святой убрус посольству императора. Это было в 944 году по Р. X.Во время перенесения святого образа к Царьграду совершались чудеса и многие больные получили от него исцеления. Святыня прибыла в столицу греческой империи ко дню Успения Богоматери. На другой день сего праздника, в 16 день месяце августа, после крестного хода, весьма торжественно императорскою фамилией, священноначалием и народом совершенного в столице и по суше и по морю, святой образ поставлен в храме фаросском. Во время этого крестного хода, как говорит писатель, несомненно современный событию [2], "один расслабленный, издавна страдавший ногами, опираясь на своих слуг, приподнялся немного, чтобы увидеть божественную икону, и лишь только увидел, тотчас же почувствовал крепость в ногах, сам собою пробежал и, лобызая кивот, велегласно прославил Бога и перед всеми исповедал чудо, над ним совершившееся". С сего времени установлено совершать празднование нерукотворенному образу Спасителя в 16-й день месяца августа.Свидетельства об отношениях между Иисусом Христом и Авгарем древни и сильны. Еще в начале 3-го столетия по Р. X. христианский писатель Иулий Африканский говорит в своей хронике [3] об Авгаре святом муже в Едессе. Епископ Евсевий, знаменитый церковный историк в первой половине четвертого века, и Моисей Хоренский, армянский историк (около 460 года), живший до отделения армянской церкви от вселенской, - оба читали в Едесском архиве письмо Авгаря к Иисусу Христу и ответ на него Спасителя Авгарю и привели их согласно в своих историях. Об нерукотворенном образе в Едессе Моисей Горенский говорит неоднократно. В истории Армении он говорит: "Анан, гонец Авгаря, принес ему это письмо (Спасителя) вместе и изображением лика Спасителя, существующим до сего времени в городе Едессе" [4]. В истории путешествия св. мученицы Рипсимии и спутницы ее он утверждает, что они ходили в Едессу для поклонения нерукотворенному образу, а это было около 300 года по Р. Х. [5].В шестом столетии персидский царь Хозрой два раза (в 540 и 543 г.) подступал к Едессе с многочисленным войском и не мог взять города. Историки этого столетия, повествующие о сем, говорят, что жители Едессы твердо были уверены в своей безопасности по причине хранившейся у них святыни [6].Во времена иконоборства в 8 и 9 веках не только восточные патриархи, но и отдаленный по месту жительства папа римский (Григорий II-й) указывали иконоборцам - греческим императорам на сей нерукотворенный образ Спасителя [7].Другое изображение Господа Иисуса Христа, Ему современное, сделано было кровоточивою женою, Им исцеленною. Она происходила из Кесарии Филипповой, прежде называвшейся Панеадою. В пределах этого города апостол Петр от лица всех апостолов исповедал Господа Иисуса Христом Сыном Божиим (Мф. гл. 16). Церковный историк, епископ Евсевий, живший, как мы сказали, в первой половине четвертого столетия по Р. X., сам был в этом городе и так говорит об изображении Господа: "Здесь и теперь еще указывают дом ее (исцеленной жены) и сохраняют славные памятники благодения, оказанного ей Спасителем. Именно, перед дверями ее дома лежит высокий камень и на нем поставлено медное изваяние женщины с преклоненными коленами и с простертыми вперед руками, представляющее подобие молящейся. Против нее стоит из того же металла прямая фигура мужчины, красиво облеченного в двойную мантию и простирающего руку к женщине. У ног его на самом пьедестале растет какая-то незнакомая трава, досягающая до подола медной мантии и служащая противоядием всякого рода болезней. Эта статуя представляет, говорили (жители Евсевию), образ Иисуса. Она сохранилась до нашего времени и мы собственными глазами видели ее в бытность нашу в городе" [8].Об этой статуе Иисуса Христа в Кесарии Филипповой говорят еще писатели и историки 5-го века. Антипатр, епископ Востры в Аравии, процветавший около 460 года; церковный историк Созомен, арианский церковный историк Филосторгий и многие последующие. Созомен пишет об императоре Иулиане Богоотступнике (361-362 г.): "Узнав, что в Кесарии Филипповой есть знаменитое изображение Христа, воздвигнутое избавившеюся от болезни кровоточивою, Юлиан снял его и на то место поставил изображение самого себя. Но упавший с неба бурный огонь сокрушил грудь статуи, а голову с шеею низверг, С того времени статуя Юлиана и до ныне остается в этом виде, то есть, вся покрыта черными следами громового удара. А изображение Христа язычники влачили тогда по городу и сокрушили. Обломки его после собраны христианами и положены в церкви, где хранятся они и теперь" [9]. Так христиане чтили древнее изображение Господа, Если Господь воспринял распятие от беззаконных, то что дивного, если Он допускает нечестивым поругания над Его изображениями, показывая, впрочем, по временам всю тяжесть таких беззаконий посылаемыми свыше казнями на нечестивцев.Упоминаемый выше церковный историк Евсевий пишет еще следующее: "мы уже рассказывали, что посредством красок на картинах сохранены также лики апостолов Петра и Павла, да и самого Иисуса Христа. Вероятно, древние, следуя обычаю язычников, выражали таким образом уважение ко всем без различия благодетелям" [10]. Из этих слов Евсевия видно, что изображения самого Иисуса Христа восходят и к апостольским временам, и свидетельство этого историка тем более важно и сильно, что сам он был против священных изображений, принадлежал к партии иудействующих.По древнему христианскому преданию святой апостол и евангелист Лука был живописец и писал иконы Господа Иисуса Христа и Пречистой Матери Его. Одна из икон Богоматери, писанная этим евангелистом, прислана была царицею Евдокиею, супругою императора Феодосия II, из Иерусалима в Константинополь сестре императора благочестивой Пульхерии в первой половине пятого столетия. Об этом свидетельствует в своей истории Феодор Чтец, живший в начале VI-го века [11].Сказание составлено по древним историкам. Снес. мои Слова стр. 167. Авгарь - это был титул владетелей Осроены; он значит: великий муж. 1/23 3ак.42. ^Описание перенесения образа приписывается императору Константину Порфирородному (912-959), соправителю Романа I, но в этом описании есть такие места, по которым можно заключить, что оно принадлежит другому писателю, неизвестному по имени, но несомненно современному. ^Хроника Синкелла 215 год. ^История Армении стр. 105. Перевод Эмина. Армянская церковь отделилась совершенно от греческой восточной церкви в 491 году. ^Там же, стр. 294. Память Рипсимии 30 сентября. ^История Прокопия. Перевод Дестуниса, стр. 208, 269. История Евагрия, стр. 220 и след. ^Деян. Всел. Соборов т.VII, стр. 30. ^Церк. ист. 7, 18. ^Созом. кн. 5, гл. 21. ^Церк. ист. 7, 18. ^Церк. ист. Евагрия и проч. в русском переводе стр. 505. ^

Глава 18. Святые иконы в четвертом столетии

Переходим в четвертое столетие. Церковный историк, епископ Евсевий, как современник, свидетельствует о любви первого христианского императора св. равноапостольного Константина к священным изображениям, которыми он украсил и город Константинополь и свой дворец в первой половине четвертого века.Восхваляя сего государя, Евсевий пишет: "при источниках, среди торговой площади, ты видишь знакомые читателям Божественных писаний знамения доброго пастыря (то есть, изображения Иисуса Христа в виде доброго пастыря), видишь также изваянного из меди вместе со львами и блистающего золотыми покровами Даниила.Любовь к Божественному столь могущественно обладала душою царя, что в превосходнейшей из всех храмин царских чертогов в вызлощенном углублении потолка, на самой середине его, он приказал утвердить великолепную картину с изображением знамени спасительных страданий (то есть, креста), которое составлено было из различных драгоценных камней, богато оправленных в золото. Это знамение боголюбивому царю казалось хранителем его царства. Такими изображениями Константин украсил свой город [1].В пятой книге евангельских доказательств Евсевий повествует о живописном изображении явления Бога Аврааму с двумя ангелами у дуба Мамврийского, находившемся на месте самого явления. "И ныне,- пишет Евсевий,- соседних стран жители приходят на поклонение месту сему, как Божественному, в честь явившихся здесь Аврааму и доселе там виден теревинф [2]. Угощенные Авраамом представлены на картине: двое по сторонам и один величественнейший прочих в средине, так как бы это был явившийся нам Господь, сам Спаситель наш, которого они и не ведая (поклонники из нехристиан) чтут и через то подтверждают сказанное в Писании. Итак по истине сам Господь и тогда, чтобы посеять в людях семена благочестия, принимал на Себя вид и образ человеческий, открывал Себя, кто Он, возлюбленному Богом праотцу Аврааму и сообщал ему познание об Отце своем [3]. Должно заметить, что, по толкованию одних отцов церкви и учителей, Аврааму явилась вся Троица в виде трех странников, по толкованию других явился сын Божий с двумя ангелами (Быт. гл. 18). Для нас важно во-первых то, что сам Бог несомненно принял на Себя образ человека, и во-вторых то, что явление Его в образе человека изображено было на иконе в весьма древние времена не позднее начала или первой половины четвертого столетия по Рождестве Христовом.Святой Василий Великий, кончая свое слово в честь мученика Варлаама, возглашает: "восстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг. Добавьте своим искусство это неполное изображение военачальника. Цветами вашей мудрости осветите неясно представленного мною венценосца. Пусть буду побежден вашим живописанием доблестных дел мученика. Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине. Да плачут демоны, иныне поражаемые в вас доблестями мученика. Опять да показана пусть будет палимая и побеждающая рука. Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах Христа" [4]. Св. отец ясно говорит, что самое изображение мученика страшно для демонов.Чего желал св. Василий Великий в отношении к мученику Варлааму, то исполнено было в его время в отношении к великомученику Феодору Тирону, мощи которого находились в городе Евхаитах.Брат Василия св. Григорий Нисский так описывает храм св. мученика: "Кто взойдет в какое-либо место подобное сему, где сегодня мы собрались, где совершается память праведного и где св. останки его, тот во-первых утешит свою душу великолепием того, что представляется его взорам, видя сей дом, как храм Божий, светло благоукрашенным и величием постройки и благолепием украшений, где резчик придал дереву вид различных животных и камнетес каменные плиты довел до гладкости серебра. И живописец украсил искусственными цветами, изобразим на иконе доблестные подвиги мученика, его твердое стояние на суде, мучения, зверообразные лица мучителей, их насильственные действия, пламенем горящую печь, блаженную кончину подвижника, начертание человеческого образа подвигоположника Христа; все это искусно начертав нам красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал подвиги мученика и светло украсил храм, как бы цветущий луг (ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу). И слагатель разноцветных камней сделал попираемый пол достойным описываемого события. Утешив взор этими чувственными произведениями искусства, (посетитель храма) желает наконец приблизиться и к раке, почитая освящением и благословение самое прикосновение к ней. Если кому позволено бывает взять земли, лежащей на поверхности места его упокоения, тот прах приемлет, как дар, и землю собирает, как сокровище. Если кому счастие доставить возможность прикоснуться к самым останкам, то как это вожделенно и какой возвышенной молитве почитается даром, знают те, которые испытали это и которые сами одушевлены были этим желанием. Взирающие на них лобызают оные, как самое живое и цветущее жизнию тело, приближая их к глазам, устам, ушам; затем, проливая слезы благоговения и сердечного умиления приносят молитву о ходатайстве как бы самому в целости видимому мученику, умоляя его, как оруженосца Божия, взывая к нему, как приемлющему дары (молитвы), когда ему угодно" [5]. Итак христиане четвертого столетия, воздвигая великолепные храмы, украшали их изображениями святых и самого Иисуса Христа и воздавали св. мощам мучеников благоговейное почитание.Тот же святой отец Григорий Нисский в слове своем, произнесенном в Константинополе, повествуя о приношении Авраамом сына своего Исаака в жертву Богу, сказал: "нередко видел я живописное изображение этого страдания и никогда не проходил без слез мимо сего зрелища: так живо эту историю представляет искусство, Исаак лежит перед отцом у самого жертвенника, припав на колена и с руками загнутыми назад; отец же, став позади отрока на согнутое колено и левою рукою отведя к себе волосы сына, наклоняется к лицу, смотрящему на него жалобно, а правую, вооруженную ножом, руку направляет, чтобы заклать сына и острие ножа касается уже тела; тогда приходит к нему глас, останавливающий дело" [6]. Это место из слов св. Григория читано было на 7-ом Вселенском Соборе в защиту икон, и представитель восточных архиереев пресвитер Иоанн сказал: "если этому учителю доставило пользу и вызвало слезы живописное изображение этой истории; то насколько более оно приносит сокрушения и пользы для неученых и простых" [7].Св. Григорий Богослов об изображениях ангелов пишет: "ангелам свойственно быть светоносными и сияющими, когда изображают их в телесном виде, что почитаю символом естественной их чистоты" [8].Св. Иоанн Златоуст в одном из своих слов говорит: "я полюбил и залитую воском картину, полную благочестия, потому что я видел на иконе ангела, поражающего полчища варваров". Это место приведено было папою Григорием II-м в послании к святому патриарху Константинопольскому Герману в защиту св. икон против иконоборцев [9]. Оно прочитано и на 7-ом Вселенском Соборе по книге, представленной Феодосием, игуменом обители св. Андрея писарийского [10]. По прочтении его председатель собора св. патриарх Константинопольский сказал: "если имеющий уста, драгоценнейшие золота, произнес: я полюбил и залитое воском изображение; то что мы скажем о ненавидящих оное?" Иоанн, почтеннейший инок и пресвитер, представитель восточных архиереев, сказал: "кто этот ангел, если не тот, о котором написано, что ангел Господень в одну ночь убил 185 тысяч ассирян, вооружившихся против Иерусалима".Св. Епифаний, епископ Киприский, в письме к Иоанну, епископу Иерусалимскому, написал, что "на пути через село Анаблату в Палестине он нашел завесу в дверях церкви, на которой был написан образ или Христа или другого святого, не помнит [11].Современник св. Епифания, Астерий, епископ города Амасии в Понте, в слове своем на память мученицы Евфимии говорит: "была некоторая целомудренная девица, которая посвятила Богу свое девство. Она называлась Евфимиею. Когда один мучитель воздвиг гонение против последователей благочестия; тогда она весьма охотно предала себя на смерть. Сограждане ее и последователи той же религии, за которую она предана была смерти, уважая мужество и святое девство ее, построили ей близ храма гробницу и, положивши ее там во гробе, воздают ей там почтение, ежегодно празднуют день ее (смерти) и совершают общественное и всенародное торжество. Священные служители тайн Божиих произносят ей тогда похвальные слова и красноречиво рассказывают собравшемуся народу, каким образом она совершила подвиг мученичества. Некоторый благочестивый живописец с великим искусством и весьма живо представил на картине историю всех ее страданий и повесил картину сию около гроба ее".Описав подробно икону, представляющую в разных видах мучения св. Евфимии, Астерий так повествует о последних ее страданиях по той же иконе: один из палачей "приблизился к девице и выбивал у ней зубы. Около палачей изображены и орудия мучений, - молот и бурав. При воспоминании сего я невольно проливаю слезы и чувство сильной горести прерывает мое повествование. Живописец так хорошо изобразил капли крови, что можно подумать, что они в самом деле текут из уст девицы и невозможно смотреть на оные без слез. Еще далее видна темница, в которой сидит достойная почитания девица в темноцветной одежде одна, простирает руки свои к небу и призывает на помощь Бога облегчить несчастие ее. Во время молитвы является над головою ее то знамение, которому христиане поклоняются и которые везде изображают (то есть, крест). Думаю, что оно было предзнаменование близкой мученической смерти ее. Наконец недалеко от сего в другом месте картины живописец возжигает сильный огонь и пламя оного изображает в некоторых местах багряными красками. Посреди огня он поставляет девицу, которая простирает руки свои к небу, но не показывает в лице своем никакой печали, а напротив радуется, что переселяется к жизни бестелесной и блаженной. Изобразив сие, живописец кончил свое произведение и я оканчиваю повествование мое". Епископ Астрий умер около 400 года.Описание иконы мученицы Евфимии читано из слова его на 7-ом Вселенском Соборе [12].Св. великомученица Евфимия замучена в гонение Диоктилианово около 304 года в Халкидоне, в предместии Константинополя на азиатском берегу; здесь были ее мощи, от которых по временам истекала кровь, особенно в ее праздники, и раздавалась и рассылалась христианам. Император Маврикий, усомнившийся в этом чуде, на 12-ом году своего правления: в 594 году по Р. X., употребил средства, чтобы не было какого-либо подлога, но в определенный день кровь излилась от мощей в большом изобилии и с великим благоуханием в присутствии императора, так что он излил обильные слезы. Об этом повествует Феофилакт Симокатта, историк современный императору (кн. VIII гл. 14). Память великомученицы совершается 11-го июля и 16-го сентября. Мощи ее доныне хранятся в патриархии Константинопольской.Знаменитый западный епископ, св. Амвросий Медиоланский, говоря о бывших ему видениях перед открытием мощей св. мучеников Гервасия и Протасия, свидетельствует, что при этом явился ему апостол Павел так, как он изображался на св. иконах (письмо 53). Значит, изображения св. апостола в это время были многочисленны и имели один определенный вид. Этот вид описан нами выше, равно как и лик св. апостола Петра.Наконец, из четвертого столетия дошло до нас немало самих священных изображений, сохранившихся в подземных усыпальницах римских, о которых мы говорили выше. Некоторые из этих изображений представлены в известной русской книге: Римские катакомбы Фрикена. На изображении в усыпальнице Домитиллы Иисус Христос представлен сидящим с правою рукою распростертою, именословно благословляющею [13], по обоим сторонам по 6-ти апостолов, по пяти из них стоят, а Петр и Павел сидят по сторонам на таких же сиденьях, какие употребляются доныне православными епископами.На другом изображении в усыпальнице катакомбы св. Агнии представлен Спаситель, поучающий, в средине в круге, затем вокруг его сделаны изображения Моисея, изувающего свой сапог на горе Хориве, Моисея же, изводящего воду из скалы, расслабленного с одром, исцеленного Спасителем, самого Спасителя, воскрешающего Лазаря, и двух мужчин и женщин в молитвенном положении. В той же усыпальнице св. Агнии есть замечательное, относящееся к началу IV-го века, если не к третьему веку, изображение Божией Матери, с руками, распростертыми в молитве, и с Богомладенцем на коленах Ее, известное у нас под именем знамения Божией Материи [14].К четвертому же веку относится медальон, вероятно, носимый на груди, с изображением Спасителя, имеющего лицо не римского, но восточного характера, с длинными волосами, разделенными посреди головы, с усами и бородою недлинною. Спаситель изображен в двух одеждах с венцом или кругом около головы (нимбом), с крестом над главою, представляющим и первые две буквы имени: Христос. Он наклонил главу налево и благословляет рукою именословно. Медальон найден в усыпальнице Домитиллы. Изображение вырезано на круглой пластинке слоновой кости [15].Известны также священные изображения, сохранившиеся на гробницах четвертого столетия. Замечательна в этом отношении гробница Юния Бассия, начальника императорской стражи, скончавшегося вскоре после своего крещения в 359 году по Р. X. Она найдена под собором св. Петра в Риме.

В нижнем отделении в средине представлен вход Спасителя в Иерусалим, направо под Петром, ведомым в темницу, Адам и Ева перед древом райским и у древа змий, под Авраамом Иов на гноище, по левой стороне Даниил между львами и далее св. апостол Павел, ведомый в темницу. Из того же четвертого века сохранилась подобная гробница другого начальника императорской стражи Аниция Петрония Проба, скончавшегося в 395 году, находящаяся в Ватиканской базилике в Риме. На ней на лицевой стороне в средине изображен Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом. К Петру обращен в руке Спасителя крест. Затем по сторонам следуют изображения других апостолов [16]. О других священных изображениях IV века, до нашего времени сохранившихся, говорить считаем излишним. После опустошения Рима Готфами в 410 г. началось запущение подземных римских усыпальниц.Итак голос вселенской церкви в четвертом столетии ясно свидетельствует за употребление святых икон.Жизнь Константина кн. 3, гл. 49. Что касается до письма Евсевия к сестре императора Констанции, которая будто просила его доставить изображение Спасителя; то это письмо считается некоторыми неподлинным (Petav. de incarnat. lib. XV, с.5, §9). Это письмо разобрано в сочинении патриарха Никифора против иконоборцев, которое издано Питрою (Antirrhet. contra Euseb. Spicilegium Solesmense 1852. Т. I, p. 31]. См. Деян. Вселен. Соборов VII , 530. ^Дерево, под коим сидели явившиеся Аврааму. ^Приводится это место из Евсевия и у Иоанна Дамаскина в III главе об иконах. "Христианское чтение" 1828 г. XXX. 15. ^Твор. Вас. Вел. рус. перев. Ч. 2, стр. 278. Это место приведено на 7 -ом Всел. Соборе за почитание св. икон. Деян. собор. VII, 305. Мы не приводим письма Василия Великого к Юлиану Отступнику, сильно говорящего за употребление в его время икон, потому что подлинность его противниками икон заподозривается. В нем он пишет: "образы апостолов и мучеников я почитаю и обожаю. Их видишь во всех наших церквах". ^Творения Григ. Нисск. Ч. 8, стр. 200-202 рус. пер. ^Там же. Ч. 4, стр. 393. ^Деян. Вселен. Соборов VII, 235. ^Твор. Григ. Богосл. Русск, перев. Ч. 2, стр. 268. ^Деян. Вселен. Соборов VII, 319. ^Там же стр. 234. ^Письмо помещено в издании Петавиевом. Т. II, стр. 317. ^Деян. Вселен. Соборов VII, 240-243. "Христианское чтение" 1827 г. Ч. 27, стр. 33 и след. ^Один из апостолов, крайний по левую руку Спасителя, сложил персты правой своей руки также именословно, как и сам Спаситель. Особенно ясно именословное благословение, употребляемое доныне восточными пастырями, у римского епископа Ипполита, изваяние которого сделано в 3 столетии и находится в Латеранском музее ( Фрикена Ч. 4, стр. 92), также у Спасителя на медальоне 4-го века, найденном в той же усыпальнице Домитиллы ( Фрикена Ч. 3, стр. 122, 138), о коем ниже. Поэтому мы не можем согласиться с Фрикеном, который именословное благословение Спасителя на изображении в усыпальнице Домитиппы называет жестом оратора, начинающего говорить. См. также Ч. 3, стр. 127. рисунок 10. ^Римские катакомбы Ч. 4, стр. 65, 66 и Ч. 3, стр. 167. ^Римские катакомбы Ч. 3, стр. 122 и 138. ^Смотри изображения обеих гробниц в Римских катакомбах Фрикена. Ч. 4, стр. 119. [123.124]. ^

Глава 19. Определение Шестого и Седьмого Вселенских Соборов касательно св. икон

Свидетельств за св. иконы из V и VI веков и самих священных изображений дошло до нас столь мало, что самые враги сознаются, что в это время употребление икон было распространено между христианами востока и запада. В 691 году в царствование императора Юстиниана II-го созван был в Константинополе собор, называемый Трулльским (потому что заседания происходили во дворце Трулле). Под определениями этого собора подписалось 213 отцов. Этот собор признается продолжением шестого вселенского собора, бывшего в 680 году против ереси монофезлитов, признававших в Иисусе Христе не две, а одну волю. На этом соборе составлено такое определение касательно изображения Иисуса Христа: "на некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый Агнец... Почитая древние образы и сени, преданные церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти и сим образом совершившегося искупления мира" (правило 82).В восьмом столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор, на который явились 367 отцов. На нем после обстоятельного рассмотрения вопроса о св. иконах поставлено следующее: "Последующе благоволивому учению святых отец наших и преданию кафолические церкве (вемы бо, яко сия ясеть Духа Святого, в ней живущего)

Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение св. отец наших, сие есть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие" [1].Хотя спустя 25 лет после этого собора император Лев армянин воздвиг снова гонение на св. иконы, которое продолжалось и при двух преемниках его; но св. царица Феодора в 842 году окончательно даровала победу Православию. С сего времени в продолжение семи столетий во всех церквах востока и запада, даже отступившими от вселенской церкви в V веке армянами и другими отступниками, чтились св. иконы, доколе в XVI столетии Лютер и последователи его не восстали против св. икон.Собором определено, чтобы отметающие иконы епископы и клирики были низлагаемы, а миряне были отлучаемы от церкви. Деян. Вселен. Соборов VII, 594. ^