-ДУХОВНАЯ АГРЕССИЯ -ПРОТИВ РОССИИ- -"Сейчас идет битва за Россию — в самой жесточайшей форме — за душу каждого человека...

В секте "Ревнители истинного благочестия", возглавляемой Петром, также практикуются избиения провинившихся членов общины, наказания голодом без воды на время от семи до пятнадцати суток. Последовательница Петра Н. в беседе с одним из авторов этой статьи не отрицала этот факт.

Летом этого года одна из сектанток завербовала в секту девушку, имеющую грудного ребенка и попавшую в тяжелую жизненную ситуацию. Она ушла жить в общину секты, бросив ребенка на попечение своих родителей. По знакомому "почерку" вербовки мы пришли к выводу, что это работа "петровцев". Девушка была найдена, она возвратилась домой, но ее психика оказалась настолько зомбированной, что она не смогла приспособиться к жизни в семье и ухаживать за своим грудным ребенком. Чтобы вернуть ее к более или менее нормальной жизни, ее пришлось госпитализировать в психиатрическую больницу. В настоящее время против этой секты возбуждено уголовное дело.

Психические нарушения у членов деструктивных культов нередко бывают настолько выраженными, что их социально-психологическая реабилитация затягивается на многие месяцы и годы. Особенно тяжело проходит реабилитация последователей сект "АУМ-Синрике", "Сайентологической церкви", "Свидетелей Иеговы", "Белого братства", "Богородичного центра", лжехриста Виссариона.

Несмотря на различия в "учениях" и образе жизни, все тоталитарные секты имеют общие признаки своей деятельности. К ним относятся, по экспертной оценке Е.Н.Волкова, претензии на исключительную мудрость, божественность, требование беспрекословного согласия с властью лидеров и полная подчиненность им. Эта подчиненность необходима даже и в том случае, если лидер значительно меняет доктрину секты или ведет аморальный образ жизни.

Один молодой человек, которого нам недавно удалось вернуть из секты Виссариона, ранее серьезно утверждал, что Виссарион - бог Христос, вторично явившийся в мир и не узнанный им. Но после выхода из секты он сказал: "У меня с души, словно пелена спала, и я увидел, что Виссарион - обманщик, проходимец, делец, играющий на душах людей ради материальной выгоды".

У культистов формируется тоталитарное мировоззрение, что приводит к преобладанию групповых интересов над личными и развитию синдрома "мы/они", разделяющего мир на два враждебных лагеря: "мы" (культисты) и все остальные люди, не принадлежащие к данному культу. Групповая воля оказывается выше воли индивидуальной, внушается чувство элитарности и взгляд на мир с позиции поляризованности: культ — хороший, мир вне культа — плохой, спасения в нем нет, а значит, и нет пути назад.

Для всех культов характерна вера в то, что их верование представляет абсолютную истину. Поддерживается клевета на критическое мышление, рациональную и умственную деятельность как на нечто чуждое или пагубное. Для многих культов характерным является разрыв с семьей ("Белое братство", "Богородичный центр", "АУМ-Синрике", секты Петра и Виссариона и др.), друзьями, прошлыми интересами, работой, учебой. Все мысли и влечения концентрируются на жизни и общих интересах культа.

Нетрадиционные религиозные движения используют различные методики контроля за сознанием и поведением культистов, создают прямую и скрытую зависимость — психологическую, физическую, финансовую, от лидеров и организации, ограничивают свободу выхода, нередко внушая страх перед выходом из секты, предупреждая о суровых или сверхъестественных карах за отступничество от секты. При этом люди держатся часто на страхе и чувстве вины, находятся в постоянном напряжении, что нередко приводит к невротическим и психическим срывам, депрессии, самоубийству.

Особо важное значение в культах придается строго организованной и хорошо продуманной вербовке в свои ряды новых членов. Она включает в себя разнообразные виды обмана, сбор средств для своих целей, причем цели эти, как правило, скрываются. Создается атмосфера секретности, проводятся ритуалы посвящения (инициации) с включением мер предосторожности и нередко взятием расписок о неразглашении тайны, что часто практикуется в восточных и сатанинских культах.

Тактика вербовки бывает разной в зависимости от восприимчивости вербуемого, его социального статуса, уровня образования и менталитета. Но на первых этапах вербовки главным для вербовщиков является преднамеренная попытка вовлечь предполагаемого вербуемого в беседу, разжечь его интерес и увлечь разными методами: показной заботой о его благополучии, бомбардировкой любовью, демонстрацией общих интересов к идеям вербуемого, показным стремлением помощи в их реализации. При беседах с вербуемым извлекается личная информация о прежней жизни, настоящем положении, о его заботах, проблемах, интересах, целях, жизненных трудностях. Вербовщик всячески старается поддерживать с вербуемым дальнейший контакт, обещая помощь в тяжелых ситуациях, духовном совершенствовании, проявляет озабоченность его интересами. Для вербовщика важным представляется быстро оценить, является ли вербуемый ценным приобретением для культа, можно ли его завербовать и методика его вербовки. Если вербуемый представляет особенную ценность для культа, на него обрушивается ливень внимания, любви, заботы до тех пор, пока он не окажется в общине секты.

* * *

       

Для более результативной экспансии во многих культах ("АУМ-Синрике", "Свидетели Иеговы", "Церковь Христа" и др.) разработаны специальные инструкции и пособия по вербовке. "Московской церкви Христа", к примеру, принадлежит оригинальная инструкция: "13 августа 1994. Вам предлагается пригласить следующих людей [имя... телефон...]: милиционер, юноша в джинсах, девушка в платье в горошек, солдат, девушка в красном платье, лысый мужчина, женщина с белыми волосами, девушка с рюкзаком, юноша с девушкой и т.д., необычные люди".