-ДУХОВНАЯ АГРЕССИЯ -ПРОТИВ РОССИИ- -"Сейчас идет битва за Россию — в самой жесточайшей форме — за душу каждого человека...

Нетрадиционные религиозные движения используют различные методики контроля за сознанием и поведением культистов, создают прямую и скрытую зависимость — психологическую, физическую, финансовую, от лидеров и организации, ограничивают свободу выхода, нередко внушая страх перед выходом из секты, предупреждая о суровых или сверхъестественных карах за отступничество от секты. При этом люди держатся часто на страхе и чувстве вины, находятся в постоянном напряжении, что нередко приводит к невротическим и психическим срывам, депрессии, самоубийству.

Особо важное значение в культах придается строго организованной и хорошо продуманной вербовке в свои ряды новых членов. Она включает в себя разнообразные виды обмана, сбор средств для своих целей, причем цели эти, как правило, скрываются. Создается атмосфера секретности, проводятся ритуалы посвящения (инициации) с включением мер предосторожности и нередко взятием расписок о неразглашении тайны, что часто практикуется в восточных и сатанинских культах.

Тактика вербовки бывает разной в зависимости от восприимчивости вербуемого, его социального статуса, уровня образования и менталитета. Но на первых этапах вербовки главным для вербовщиков является преднамеренная попытка вовлечь предполагаемого вербуемого в беседу, разжечь его интерес и увлечь разными методами: показной заботой о его благополучии, бомбардировкой любовью, демонстрацией общих интересов к идеям вербуемого, показным стремлением помощи в их реализации. При беседах с вербуемым извлекается личная информация о прежней жизни, настоящем положении, о его заботах, проблемах, интересах, целях, жизненных трудностях. Вербовщик всячески старается поддерживать с вербуемым дальнейший контакт, обещая помощь в тяжелых ситуациях, духовном совершенствовании, проявляет озабоченность его интересами. Для вербовщика важным представляется быстро оценить, является ли вербуемый ценным приобретением для культа, можно ли его завербовать и методика его вербовки. Если вербуемый представляет особенную ценность для культа, на него обрушивается ливень внимания, любви, заботы до тех пор, пока он не окажется в общине секты.

* * *

       

Для более результативной экспансии во многих культах ("АУМ-Синрике", "Свидетели Иеговы", "Церковь Христа" и др.) разработаны специальные инструкции и пособия по вербовке. "Московской церкви Христа", к примеру, принадлежит оригинальная инструкция: "13 августа 1994. Вам предлагается пригласить следующих людей [имя... телефон...]: милиционер, юноша в джинсах, девушка в платье в горошек, солдат, девушка в красном платье, лысый мужчина, женщина с белыми волосами, девушка с рюкзаком, юноша с девушкой и т.д., необычные люди".

В иеговском журнале внутреннего употребления "Наше царственное служение" (сентябрь 1996 г.) на пяти страницах излагаются подробные рекомендации на все случаи жизни: "В иных местах проповедь по домам в утренние часы по будням малоэффективна, в таких случаях... в первой половине дня лучше проповедовать по магазинам и на улице, ... в общественном транспорте (во время поездок на автобусе, самолете, поезде), ... в парках и на автостоянках, … на рынках" и т.д. Даются наставления и такого плана: "Старайся проповедовать везде", "быть всегда начеку, чтобы поговорить...", "Когда встречается человек, проявляющий интерес, старайтесь узнать его имя, адрес и номер телефона".

Отдельного внимания достойно иеговистское руководство "Как завести и продолжить разговор на библейскую тему" (1994 г.), в котором предлагаются примеры, как завязать беседу с жильцами, а также варианты ответов на следующие возражения: "Мы уже христиане", "Я — буддист", "Я — еврей", "Я — индуист", "Я — мусульманин", "Меня не интересуют Свидетели Иеговы", "Зачем вы постоянно приходите?", "У нас нет денег" и т.п. Вот, например, некоторые варианты начальных слов "свидетеля":

а) "Здравствуйте. Мы обходим всех людей в округе. Я вижу, вы — человек занятой, поэтому я скажу вкратце...";

б) "Здравствуйте. Меня зовут... Я пришел к вам, чтобы сообщить о благословениях Царства Бога... Но я вижу, вы заняты (или "...собираетесь уходить"). Поэтому разрешите...";

в) "Меня зовут... Я живу в этом микрорайоне. Сегодня утром люди только и делают, что говорят о... (назови последнее преступление в этом микрорайоне или другую местную проблему). Что, по-вашему, могло бы сделать нашу жизнь более безопасной?..";

г) "Добрый вечер. Меня зовут... Я живу здесь рядом, на ... (назови улицу или район). Вы, случайно, не смотрели вчера вечером новости? Помните сообщение о... (назови какую-нибудь текущую проблему)? Что вы думаете? [...] (Дальнейшую беседу строй на основании того, что больше всего беспокоит жильца квартиры.)".