«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Теперь будем говорить о воле Божией в физическом мире и о Божественном Промысле в отношении всей жизни вообще, памятуя всё время о том, что раскрыто нам в Слове Божием о свободе.
Ты привёл слова Спасителя: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего" (Мф. 10, 29). Что значат эти слова? В чём выражается воля Божия в физическом мире? В отношении мира физического участие во всём Божественной воли надо понимать в том смысле, что сами законы, по которым протекает эта жизнь, являются выражением воли Божественной, и их неизменность и продолжающиеся действия возможны только потому, что Господь повелевает этому быть, то есть содержит всё это в своей воле.
Божественная воля дала вселенной неизменный строй. Душа человеческая, имея в себе богоподобное начало свободы, живёт по иным законам, однако и она, облечённая телесностью, через эту вещественную основу своего земного бытия, составляет некоторую частицу вещественного мира. Поэтому физическая жизнь может оказывать то или иное действие и на наш душевный строй, и потому Божественная воля может содействовать нашему спасению и через так называемые механические законы природы. Господь направляет их в соответствии с высшими целями нашей духовной жизни. И то, что в отношении естественно-природного бытия является Божественной волей в форме неизменных законов, определяющих жизнь вселенной, -- то в отношении жизни человека становится Божественным Промыслом.
Неизвестный. Ты говоришь, что Божественная воля может содействовать нашему спасению через механические законы природы. Что ты под этим разумеешь?
Духовник. Во-первых, всю совокупность тех восприятий, которые зависят от пяти внешних наших чувств. Во-вторых, непосредственное действие на нашу физическую природу, как, например, физические болезни или органические недостатки, и в-третьих, знамения и чудеса, поскольку они облекаются в форму физическую.
Неизвестный. Понятие чуда ты ставишь в связь с учением о Промысле Божием?
Духовник. Разумеется.
Неизвестный. Разъясни мне это.
Духовник. Чудо не есть нарушение "законов природы" как некоторых сил, чуждых силе Божественной. Это есть действие той же Божественной воли, но не в форме известных нам, постоянно действующих законов природы, а в форме отдельного акта непосредственно, лишь в данный момент действующей силы Божией. В чуде приостанавливается волеизъявление Божие, по которому живёт материальный мир всегда, и Господь особым актом Своей воли только для данного момента определяет то или иное явление. Этот особый акт всегда совершается Богом в целях промыслительных. "...Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему" (Мф. 12, 39). Ибо всеведущий Господь знает бесполезность чуда для рода лукавого и прелюбодейного. Таким образом, наша вера в возможность чуда основана на нашей вере во всемогущую силу Божию, наш разум утверждает эту веру, видя в физических законах действие воли Божественной, а в чуде -- особый акт той же Божественной воли, и наше чувство находит полное удовлетворение в промыслительном значении всякого чуда.
Неизвестный. Теперь я понимаю это.
Духовник. Перейдём теперь к вопросу о свободе человеческой воли и Промысле Божием. Опять я должен начать с того, что тебе известно. Господь дал человеку свободу. И не механическим путём, превращая человека в автомат и тем лишая все его поступки морального содержания, ведёт его Господь ко спасению. Господь дал человеку свободу для того, чтобы он сам избрал себе путь спасения, и этим бы сделалось возможным его свободное соединение с Божеством в вечной жизни. И если человек избирает путь зла, то есть отхождения от Бога, -- это не есть активное выражение Божественной воли.
Неизвестный. Постой. Значит, такое отхождение совершается без воли Божией? Но как же тогда "ни един волос"?
Духовник. Я сказал, что такое отхождение не есть активное выражение Божественной воли, но это совсем не значит, что оно делается без Его воли.
Неизвестный. Не понимаю.