«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Неизвестный. Да. Личная жизнь, действительно, как бы получает основу при таком понимании Промысла. Но вот тот последний вопрос, о котором я как-то упомянул раньше, всё же остаётся в силе.

Духовник. Последний ли он?

Неизвестный. Кажется, последний. Но, однако, невозможность ответить на него может разрушить и всё воздвигнутое тобою здание.

Духовник. Какой же тот вопрос?

Неизвестный. Я всегда недоумевал, в чём, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой истории? Вот ты говоришь о Промысле Божием, о том, как Божественная сила ведёт человека к спасению. Ну, а жизнь мира? Ведь там тоже действует Промысел. Куда же этот Промысел ведёт мир? По вашему учению, истинная жизнь в Церкви: мир во зле лежит; но Церковь -- горстка людей. Неужели же культура, наука и искусство, всё, чем живёт этот во зле лежащий мир, -- пустая комедия? Неужели весь смысл существования этого громадного злого, но и прекрасного "мира" только в том, чтобы соблазнять благочестивых христиан? Неужели он "проклят" и больше ничего?!

Духовник. Я предвидел твой вопрос. И без ответа на него наше здание действительно было бы незавершённым.

Неизвестный. И ты мне на него ответишь?

Духовник. На него ответит Церковь, а мы постараемся сделать надлежащие выводы из этого ответа.

Неизвестный. Мне важен не церковный авторитет, а истина.

Духовник. Там, где нет церковного авторитета, -- нет истины.

Неизвестный. Да-да. Теперь я не возражаю против этого.

Духовник. Прекрасно. В следующий раз мы будем говорить о прогрессе и конце мировой истории. Это и будет ответ на твой вопрос.

ДИАЛОГ ДЕВЯТЫЙ

О ПРОГРЕССЕ И КОНЦЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Духовник. Что же такое прогресс? В чём, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой истории? Неужели культура, наука и искусство -- всё, что создал мир, -- пустая комедия? Ведь ты так ставишь вопрос? Я понял тебя правильно?

Неизвестный. Да, правильно. И мне думается, что вопрос этот в то же время и самое убийственное возражение против христианства.

Духовник. Почему?

Неизвестный. Потому что создаётся безвыходное положение для разума. Или надо признать мировую историю бессмысленной комедией, и тогда всё, чему учит Церковь, окажется истиной. Или надо признать бессмысленным христианское учение, и тогда истиной окажется то, что создал мир. Но так как величие христианства всё же более отвлечённое и менее осязательное, чем величие, созданное миром, то совершенно ясно, что человек выбирает последнее.