«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Этот процесс разделения прежде всего касается взаимоотношений Церкви и мира. Здесь дифференциация приводит к решительному и полному их противоположению. Затем тот же процесс касается Церкви и её обособленности. Здесь отсеивается чистая пшеница от сорных трав. Затем он проходит через всю мирскую жизнь -- и здесь одних приближает к спасению в порядке естественно-природного развития, других повергает в бездну окончательного растления. Этот процесс поэтому касается каждой человеческой души, где смешанные начала добра и зла всё резче и резче разделяются и всё ожесточеннее противоборствуют. Этот процесс в своих последних стадиях развития окончательно разрывает связь между Церковью и миром, Христом и Велиаром. Церковь приводит к чистоте апостольского века. Мир -- к окончательному нравственному падению. Каждую отдельную душу -- к неизбежности выбирать себе Господина.

Только рассмотрев все пути этого процесса, можно прийти и к правильному пониманию конца мировой истории, явления антихриста, последней катастрофы и второго пришествия Господа, поскольку всё это открыто в Божественном откровении.

Неизвестный. Я прошу тебя говорить всё, что ты найдешь нужным для возможно более полного ответа на мой вопрос.

Духовник. Хорошо. Итак, Церковь и мир -- это основное разделение в процессе исторического развития. Это -- первая и последняя дифференциация добра и зла, ибо "не мир пришёл Я принести, но меч" (Мф. 10, 34). Происхождение Церкви сверхъестественное. Её сущность -- таинственное Тело Христово. Её жизнь -- благодатная жизнь в Боге, ибо "Царство Моё не от мира сего" (Ин. 18, 36). Внутренняя жизнь Церкви вся зиждется на истинной свободе, на благодати, на духовном единстве, на нравственном авторитете. В ней решительно преодолевается всякое насилие, неравенство и эгоизм. "...Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так" (Мф. 20, 25-26). "...Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5, 1). "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7, 23).

В историческом процессе отношения Церкви с миром принципиально не изменялись никогда. Но фактически они не оставались неизменными. И смысл всех бывших фактических изменений лежит в постепенном разделении Церкви и мира, необходимом для достижения конечной цели мироздания.

Первоначальная Церковь была более обособлена от мира, чем Церковь последующих веков. И с точки зрения полноты самоопределения всего церковного и мирского может казаться, что исторический процесс в этом отношении нельзя назвать "прогрессом": дифференциация не увеличивалась, а ослаблялась, грань между Церковью и миром как бы исчезла, и Церковь явно поддавалась обмирщению. Но процесс надо брать не в отдельных его стадиях, а во всей совокупности, и тогда оценка промежуточных состояний окажется совсем иной. Как в отдельной жизни человека многие события, когда они совершаются, оцениваются нами отрицательно, а впоследствии, к концу жизни, открывается положительный их смысл -- так же и в процессе исторической жизни многое, что кажется движением назад или в сторону, в общем ходе истории оказывается прогрессом. Первоначальная Церковь, этот "монастырь в миру", была в более совершенном разделении с миром, чем Церковь последующего времени. Но мир не был достаточно дифференцирован на церковное и нецерковное, поэтому, прежде чем прийти к окончательному самоопределению всего церковного и всего мирского, должно было ещё произойти многое, Евангелие должно было распространиться по всей земле, и в сферу церковной жизни войти множество народов. Пусть этот процесс повлёк за собою некоторое обмирщение земной Церкви. Пусть просочилось из мира в Церковь многое, о чём сказано: "среди вас да не будет так". Но этот процесс в общем ходе истории является прогрессом потому, что через него подготовляется окончательное разделение всего мирского и всего церковного, необходимое для достижения конечной цели мироздания.

Мир в отношении Церкви по-своему пережил тот же процесс. И он начал с более совершенного отрицания Церкви. Эпоха гонений была эпохой полного разделения мирского и церковного начал. В дальнейшем этот натиск на Церковь ослаб, а вместе с тем ослабла и грань, отделяющая мир от Церкви. Постепенно мир путём слияния с Церковью стал стремиться к власти в благодатном царстве не от мира сего. И этот процесс, взятый в своей изолированности, может казаться движением назад уже с точки зрения чистоты разделения мирского начала и Церкви. Ибо Церковь получила влияние на мирскую жизнь и сама подверглась влиянию мирской жизни. В результате стушёвывалось разделение мира и Церкви по сравнению с эпохой гонений. Но в общем ходе истории и это служит делу последнего разделения добра и зла, мира и Церкви -- ибо приводит к самому ожесточенному отрицанию Церкви, а значит, и самой полной дифференциации.

Неизвестный. Разделение между Церковью и миром для меня ясно. Ясен и процесс, которым идёт это разделение. Больше того, самый вопрос мой вытекает в значительной степени именно из этого несомненного противоположения. Поэтому для меня важно уяснить себе не процесс разделения Церкви и мира, а дифференциацию каждого из них в отдельности.

Духовник. Я это знаю. Но общая картина мирового процесса в церковном понимании была бы неполной, если бы я не сказал об этом основном разделении.

Неизвестный. Конечно, конечно. Это просто моё нетерпение: ведь то, что ты говоришь о разделении Церкви и мира, я представлял себе именно так, как ты говоришь. А то, что можешь сказать о дифференциации Церкви и, особенно, мира в отдельности, я не представляю совершенно. Но, пожалуйста, продолжай говорить так, как находишь нужным. Это основное условие наших разговоров.

Духовник. О разделении Церкви и мира я уже сказал. Перейдём теперь к рассмотрению того же процесса в жизни самой Церкви, и здесь мы увидим ту же борьбу добра и зла, то же разделение противоположных начал, тот же дух Христа и антихриста. Спаситель сказал своим ученикам: "...берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят" (Мф. 24, 4-5). Слова Спасителя начали сбываться с первых же дней бытия Церкви. Уже при жизни апостолов явились еретики. Те, о которых сказал апостол Иоанн: "...вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов... Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши" (1 Ин. 2, 18-19).

Это была антихристовская гордыня ума, стремящаяся исказить христианское учение. В дальнейшей истории Церкви начались страшные внутренние потрясения, гораздо более волновавшие Церковь, чем все внешние нападения на неё мира. Что лежало в основе этих внутренних нападений? Дух антихриста. Стремление создать подделку истинной Церкви, подменить Христа. Это было то, о чём сказал Спаситель ученикам: "многие придут под именем Моим и будут говорить: "я Христос"" (Мф. 24, 5).

Что делала Церковь, преодолевая эти нападения? Отделялась от антихриста, очищалась в этом процессе внутренней борьбы. Это была та дифференциация, в которой Церковь достигала всё большего и большего самоопределения. Достаточно вспомнить пятидесятилетнюю эпоху борьбы с арианством и столетнюю борьбу с иконоборчеством, чтобы совершенно в конкретных формах представить себе смысл этого процесса. Дух антихриста -- это дух самоутверждения, гордыни, самости, рабства, лжи, страстей. Всё это составляло сущность и внутренних восстаний на истинную Церковь.

Арианство стремилось подменить непостижимые богооткровенные истины веры понятною для ума ложью. Церковь боролась с ересью не силой оружия, а силой исповедания истины. Арианские гонения были не менее жестоки, чем языческие. А христиане противоборствовали им терпением, святостью, неизменной преданностью истинной святой Церкви Христовой. И что дала Церкви эта борьба, как не разделение Христа и антихриста?