«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Неизвестный. Теоретически твою мысль о монастыре в миру я понимаю, а как её осуществить практически -- нет.

Духовник. Представь себе, что ты живёшь в монастыре. Вокруг монастыря высокая стена. У ворот монах, который не пропускает в монастырь посторонних. В монастыре храм -- ты ходишь в него молиться. Твоя жизнь вне храма протекает в келье. У тебя есть келейное молитвенное правило, ты читаешь Слово Божие, творения святых отцов, углубляешься в созерцание Божественных истин. Вне храма и кельи ты несёшь послушания, иногда очень тяжёлые, в пекарне, на огороде, на скотном дворе. У тебя есть духовный отец, который руководит всею твоей жизнью, которому ты отдал душу свою в руководство, отказавшись от своего самочиния и мирской воли. Ты соблюдаешь посты, и весь уклад твоей жизни зиждется на основе церковных правил.

Монашество -- это храм, у которого раздвинулись стены и который охватил и заключил в себя всю твою жизнь.

И вот случилось так, что монастырь этот перенесён в мир. Стен больше нет. Но где же твой монастырский храм? Это тот храм, где ты теперь исповедуешься у духовника своего и причащаешься Святых Тайн. Может быть, ты не можешь проводить в нём столько времени, сколько в монастыре, но всё же жизнь в этом храме -- главное в твоей жизни. Где твоя келья? Она перенесена в шумные мирские квартиры, но и в миру она осталась келией, даже если ты занимаешь "угол". В ней должна быть монастырская тишина и монастырская жизнь, хотя кругом мирской шум и из-за стен доносятся в твою келью не церковные песнопения братии, а мирские песни, суетные разговоры, пьяное веселье. Твоя комната неизменно должна оставаться келией, где всё проникнуто духом молитвы и тишины. У тебя много внешних мирских дел, ты должен делать их "за послушание", не прилепляясь к ним душой, как делал ты и в монастыре тяжёлую работу в пекарне и на скотном дворе. Жизнь мирская течёт по своим законам. У неё свой уклад. И ты, принимая его, поскольку это внешнее необходимо для твоей жизни в миру, должен свою личную и внутреннюю жизнь построить на началах церковных. В монастыре ты был послушник. Ты должен оставаться им в миру.

И если ты соблюдёшь всё это и в миру, ты сохранишь монастырь. И этот внутренний монастырь не сможет уничтожить никто. Потому что уничтожить можно только внешнее, а внутреннее -- неотъемлемое достояние человека. Так вот что такое "оцерковление", которое есть необходимое условие истинно духовной жизни.

Неизвестный. Да. Я понимаю теперь, что ты разумеешь под словом "оцерковление". Но смогу ли я создать это "необходимое условие" для духовной жизни?

Духовник. Почему же нет? Это зависит только от тебя.

Неизвестный. Может быть. Но по силам ли это мне? Смогу ли я так сразу отказаться от всего мирского? Я слишком привык к мирской жизни и многое слишком люблю в ней.

Духовник. Например?

Неизвестный. Ну, например, я очень люблю музыку, светскую литературу, театр, я по-мирскому люблю жизнь природы -- цветы, пение птиц; люблю посмеяться, пошутить, поболтать в веселой компании, наконец, я курю... Конечно, всё это "мелочи", но отказаться от всего этого сразу -- я не чувствую себя в силах.

Духовник. А кто тебе говорит -- сразу?

Неизвестный. Это говорит Евангелие.

Духовник. Никогда! В Евангелии говорится о необходимости твёрдого решения идти за Христом. Говорится об идеале, к которому должен стремиться человек. Говорится о том, что человеку надлежит делать для достижения этого идеала. Больше того, там говорится, что Царство Божие силою берётся, что делающие усилия получают его. И апостолы научают, что многими скорбями надлежит войти в Царство Небесное. Значит, совсем не "сразу". Подвижники, которые сами прошли путь спасения, познавшие на опыте все козни вражеские, открывшие для нас внутренний мир человека, изучившие "невидимую брань" духовную, осветившие светом благодатного разумения весь путь духовной жизни, -- с непреложностью установили то учение Церкви, по которому, наоборот, внутреннее устроение человека -- процесс медленный, постепенный, требующий великого терпения.

Неизвестный. А как примирить с этим слова Спасителя, сказанные человеку, хотевшему, прежде чем идти за Христом, "пойти и похоронить отца"? "Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов". И другому, который просил отпустить его проститься с домашними: "...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия" (Лк. 9, 59-62).