«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А теперь ты ответь на мой вопрос. Не чувствуешь ли ты, что эта "фантазия" больше соответствует твоему чувствованию непостижимости жизни и величию мироздания, чем узкое и плоское учение о "движущейся материи"? Скажи, неужели не чувствуешь ты, как это непостижимое для разума Божественное откровение охватывает всю жизнь вселенной и невольно находит отклик в твоей душе, связывая вечное начало, и в тебе заключённое, с Тем, Кто содержит силою Своею и тебя, и мир? Неужели ты не ощущаешь, как разрешаются все неразрешимые вопросы, все сомнения, как успокаивается боль встревоженной совести, как удовлетворяется неудовлетворённая земной жизнью тоска о совершенной правде и как, наконец, вся жизнь твоя получает высшее оправдание своё и высший смысл.

Неизвестный. Да, я должен признать, что это так.

Духовник. То, что я говорю тебе, переживается верующими людьми каждый момент их жизни. И всё кругом, как и в них самих, подтверждает богооткровенные истины веры. Ты скажешь: опять опыт. Да, опыт. Выслушай исповедь любого верующего человека, и ты от каждого услышишь одно и то же. Тебе станет ясно, что внутренняя жизнь его -- это совершенно особый мир. Верующие и неверующие люди только по внешнему своему виду одинаковы, на самом деле они разные существа. Может ли чувствовать неверующий человек, для которого мир -- бессмысленное, бездушное движение вещества, радостное чувство любви Божией?

"...И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 16, 22).

Как сбылись эти слова Спасителя! Какую великую, неотъемлемую радость даёт вера! "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14, 18). И воистину приходит в сердце каждого верующего человека, и воистину каждый верующий человек не чувствует своего одиночества. Это постоянное чувствование любви Божией воспламеняет и в наших сердцах любовь ко Христу, к миру как созданию Божию, к людям, ко всей жизни. Страдания земные мы переживаем как спасительную Голгофу, и жизнь для нас -- не беспорядочное чередование приятных и неприятных событий, а крестный путь, которым мы идём в вечное Царство Божие. Мы всегда имеем очи сердца нашего обращёнными в вечность, и потому всё земное само по себе не имеет для нас цены и кажется нам суетой. Всё это делает нас свободными. Ибо где Дух Господень, там и свобода. И самое главное чувство наше, совершенно недоступное неверующим людям, -- Воскресение Христа. Его можно сравнить с тем, что испытывает человек, приговорённый к смертной казни и неожиданно получивший освобождение. По-новому сияет для него небо, по-новому дышит его грудь, по-новому видит он всю окружающую жизнь. Мир во зле лежит, но мы торжествуем, потому что Христос победил мир. Жизнь -- страдание, но мы радуемся, потому что Христос воскрес и страдания больше не существует. Всё умирает, всё предаётся тлению, но мы ликуем потому, что уничтожена смерть и за преходящим тленным миром открывается вечная жизнь, новое небо, новая, преображённая земля. Вот почему: "Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим" (1 Кор. 4, 12-13). Вот почему мученики христианские шли на невероятные мучения, как на блистательный праздник, и мученические венцы были для них венцами победы.

Только мы, люди веры, знаем настоящее счастье. Только для нас по-настоящему сияет день. Только в наших сердцах живёт настоящая радость -- потому что нам только дарована свобода.

Неизвестный. И чтобы получить всё это, нужна вера?

Духовник. Да, вера, жизнь во Христе, благодать Божия -- и то, что является источником и веры, и жизни, и благодати.

Неизвестный. Я не понимаю.

Духовник. Нужна Церковь.

Неизвестный. Церковь? Вот совершенно неожиданное для меня слово. По-твоему выходит так, что без Церкви нельзя ни веровать, ни жить нравственной жизнью, ни иметь общение с Богом?

Духовник. Да.

Неизвестный. Ты должен сказать об этом подробно.

Духовник. Хорошо. В следующий раз мы будем говорить о Церкви.