«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Неизвестный. Это уж действительно какая-то сверхъестественная арифметика! Церковь -- собрание верующих. Верующие -- грешники, а Церковь, состоящая из них, оказывается тут ни при чём -- грехи "вне Церкви"... Ничего не понимаю.

Духовник. Постараюсь объяснить тебе. Перед отпущением грехов на исповеди священник молится: "Подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение вольное и невольное. Примири и соедини его святой Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем".

Если "соединение", значит, было "разъединение"? Церковь именно так и мыслит грехи своих членов. В каждом акте греха верующий в этом грехе разъединяется с Церковью. Поскольку человек согрешил, постольку он не составляет её тела. Ты спрашиваешь, где Церковь? Я отвечу тебе: когда-то, в эпоху мученичества, святые говорили: "Мы называемся истинными сынами Божиими, и на самом деле таковы" (Иустин Философ).

Мы сейчас не можем сказать этого о жизни христиан, но Церковь, какою была тогда, такою же осталась и теперь, ибо и тогда она была телом Христовым, остаётся и останется телом Его всегда. Это не отвлечённая богословская мысль, а живое, реальное и непосредственное наше чувствование. Дух Святой осенял славную эпоху мученичества, и вера их, жертвенная их любовь, их пламенные молитвы -- составляют ту Церковь, которую не видишь ты, называешь отвлечённой диссертацией и спрашиваешь, где она в жизни.

Какая победа духа над косными стихиями плоти, какое торжество Божественного начала над нашей природой, какое молитвенное озарение видим мы у подвижников в их пещерах, затворах, пустынях -- это тело Христово, это не отвлечённая, а живая истинная, святая Его Церковь. Сколько светлых возвышенных состояний, напоённых благодатным действием Святого Духа, пережито членами Церкви от апостолов до наших дней -- это Святая Церковь. Сколько молитв, смиренных слёз, неизречённой любви принесено человеческими сердцами в православных храмах -- это истинная Церковь, это тело Христово. Ты спрашиваешь, где эта Церковь -- это тело Христово? Где это сверхъестественное единство? А что такое Божественная Литургия? Это для тебя тоже отвлечённое богословие? Но для нас -- это живая и истинная Голгофская Кровь и истинное Тело Христово, дающее нам, падшим, нечистым и кающимся, то единение любви в Божественном таинстве, в котором реально, хотя и невидимо, преодолеваются всё наше разделение и всё наше самоутверждение, где мы соединяемся в единое Тело и единую Церковь: "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10, 17).

Неизвестный. Да, с этой стороны я никогда не рассматривал Церковь. Я видел в ней лишь определённую исторически изменяющуюся религиозную организацию, подобную всякой другой организации, ставящей себе те или иные общественные задачи.

Духовник. Вот именно. Это-то незнание истины и привело тебя к искаженным суждениям о Церкви. Но пойдём дальше. Теперь тебе легче будет понять мои слова. У нас есть общая основа, на которой мы стоим. Церковь, возглавляемая Христом, является единственной хранительницей абсолютной истины. Никакое самое высокое индивидуальное сознание, в силу повреждённости человеческой природы, не может быть вместилищем истины абсолютной. Там, где начинается индивидуальная человеческая мудрость, там начинается большее или меньшее искажение истины. Ограниченный человеческий разум может вмещать лишь частичную истину, а для того, чтобы могла раскрыться и сохраняться истина абсолютная, должно быть не индивидуальное сознание, хотя бы самого мудрого человека, а абсолютное, совершенное и сверхъестественное сознание Церкви. Отсюда ясно, что без Церкви не может быть веры. Потому что не может быть первого её условия: для того, чтобы веровать, надо знать, во что веровать.

Неизвестный. Но получается какой-то заколдованный круг: с одной стороны, чтобы сделаться членом Церкви, нужна вера, а чтобы иметь веру, надо уже быть членом Церкви, как же так?

Духовник. Для того, чтобы сделаться членом Церкви, нужна та степень веры, которая доступна каждой человеческой душе, не потерявшей образ и подобие Божие. Это состояние выражается в словах: "Верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк. 9, 24). Но вера, о которой говорим мы, -- это совсем другое, она так же отличается от веры вне Церкви, как индивидуальное сознание от сознания церковного. Только в Церкви она получает свою полноту и возможность беспредельного совершенствования.

Неизвестный. Мне так важно уяснить вопрос о вере, что я просил бы тебя как можно подробнее сказать об этом.

Духовник. Прекрасно. Мы уже несколько раз, поскольку это было нужно, касались понятия веры. Мы уже говорили с тобой, что вера -- не есть простое доверие чужим словам, то есть поверхностное, непроверенное знание. Вера -- это высшая форма познания. Она видит и ощущает то, что не могут видеть глаза и воспринимать внешние чувства. Это особое восприятие, таинственное и непостижимое в нас, превышающее все остальные формы познания и включающее их в себе. Она за видимым открывает невидимое, ибо невидимое делает столь же реальным, как и видимое: ибо вера объемлет в своей полноте и разум, и внешние чувствования человека, и всю его душу. Органом веры является всё внутреннее существо человека, приведённое в свой надлежащий строй. Ум здесь занимает своё, подобающее ему скромное место. Когда разум отравлен ложью, а душа изломана страстями, -- испорчен аппарат веры.

Вера без Церкви не может быть совершенной. Не только потому, что для этого надо знать совершенную истину, но и потому, что для этого надо иметь благодать Святого Духа. Ведь если бы вопрос был только в знании истин веры, можно было бы изучить их, поскольку они сохраняются в Церкви, не будучи самому членом Церкви. Но для того, чтобы поверить в эти истины, а не только знать их, недостаточно одного их изучения, а нужно познать их внешним познанием веры. Не имея благодати Божией, это невозможно. Как говорит апостол: "...никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3). Значит, для веры нужно принять Духа Утешителя, который сошёл на апостолов в огненных языках и по сие время пребывает в таинствах Церкви. Вот что такое вера, и вот почему без Церкви её не может быть.

Неизвестный. Пожалуй, я могу согласиться с этим. Но мне труднее понять, какая связь между Церковью и нравственным состоянием человека? Вот ты сам говоришь, что верующие люди грешат. Значит, Церковь не гарантирует, несмотря на свои таинства, от нравственных падений. Если так, то конечной инстанцией в вопросе о нравственной жизни всё же является не Церковь, а сам человек. Почему же без Церкви невозможно нравственное совершенствование? Я уже не говорю, что это противоречит опыту повседневной жизни. Ты приучил меня относиться к действительности с сомнением. Но неужели неправда, что есть очень много высоконравственных людей безукоризненной честности и чистоты, и не только неверующих, но с отвращением относящихся к Церкви? Очевидно, нравственное совершенство человека может быть независимо от Церкви.

Духовник. Разберёмся в этом вопросе. Может быть, мы с тобой говорим о разном, когда говорим о нравственном совершенстве. Каждый человек имеет нравственное сознание. Нравственные законы, которые определяют его жизнь, могут быть различны, в зависимости от тех или иных влияний и внешних условий. Но всеобщность нравственных велений в человеке, на какой бы степени развития он ни стоял, остаётся твёрдо установленным фактом и свидетельствует о природном происхождении нравственности как свойстве, присущем только человеческому сознанию.